Спецоперация на Украине отложила серьезный отпечаток на психике и здоровье жителей Донбасса. Те, кто остался там, волей-не волей приспосабливается к новым условиям жизни и учится мыслить иначе.
Ангелина Сурина, психолог, член Экспертного совета Молодёжного парламента при Государственной думе ФС РФ, спикер Российского Общества «Знание» вернулась из зоны СВО, где она посетила Луганскую и Донецкую республики. Встретилась с жителями освобождённых территорий и провела занятие по самооценке и стрессу с молодежью Донбасса.
В интервью она поделилась своими впечатлениями о том, как обстоят дела и что думают горожане, пережившие бомбёжки.
— Как прошла ваша поездка? Расскажите впечатления, какие там настроения и в общем, что не можем увидеть по телевизору глазами живого очевидца?
— Это была моя первая поездка на Донбасс, и из-за закрытия аэропортов оказалась довольно продолжительной. Мы сменили несколько видов транспорта — поезд, самолёт и автомобили. Остановились в Ростове-на-Дону и провели там всё время поездки. В первый день мы посетили Луганскую область, город Краснодон — символ молодой гвардии, где во время Великой Отечественной войны подростки отстояли свою землю. Дорога от Ростова до школы Краснодона составила 5 часов. После мероприятия столько же ехали обратно. На второй день отправились в Донецкую область — г. Енакиево, похожим маршрутом в 5 часов. В тот, буквально в нескольких километрах от нас, прилетели 6 ракет. Поэтому всех спикеров форума, включая меня, сопровождали из гостиницы в машину до школы, без остановок. Удалось сделать несколько фотографий и видео из машины. Нас оберегали, хотя и везли по безопасной территории. По дороге мы видели, как Россия восстанавливает разрушенные города, заводы. Вокруг множество строительной техники и материалов, проводят трубопровод напрямую из Ростовской области. В новых республиках меня поразила атмосфера любви к России. На крышах маленьких и больших домов развевались российские флаги, даже на полуразрушенных остановках нарисован триколор. Мне удалось поговорить с людьми лично — водителями, учителями, представителями молодёжной политики, и все они говорили с любовью о России. Также провели встречу с представителями молодёжной политики, было интересно узнать о дезинформации, которую слышим. На мой вопрос: кто вас бомбит? Я встретилась с неожиданной и возмущённой реакцией людей: «Как вы можете так говорить! Ведь это физика! Мы здесь, русские здесь, а ракета летит оттуда (показывает направление), где украинцы стоят». В ответ на возмущение я пояснила, что не все люди живут так близко к этим событиям, и не всем видно, как эта физика влияет на нашу жизнь. Именно поэтому среди российского населения существует дезинформация, с которой мы должны бороться и преодолевать. Главная мысль, которую я поняла, со слов жителей двух республик — они хотят жить спокойно и свободно, а западная Украина хочет их поработить или уничтожить. Жители этих областей единогласно заявляли: «Мы патриоты! Мы верим, что всё будет хорошо и мы безмерно благодарны, что находимся под защитой России». Я сама являюсь большим патриотом своей страны, но была удивлена столь сильной приверженностью и патриотизмом людей, живущих в этих областях.
— Расскажите о занятиях, которые вы провели с молодежью в Луганской и Донецкой республиках?
— Я ездила на Донбасс в качестве спикера по психологии на молодежный просветительский форум «Знание. Карьера» Российского общества «Знание». Для молодежи Луганской и Донецкой республик «Знание» организовали встречи с классными спикерами из Москвы и Ростова. Школьники приняли участие в мастер-классах на темы: личный бренд и создание бизнеса, как составить резюме и успешно пройти собеседование, финансовая грамотность и целеполагание. Я провела 4 мастер-класса, две по теме «Объективная оценка: ключ к успешной карьере». Рассказала подросткам, как объективно оценивать себя, свои способности при поиске первой работы, как фокусироваться на достижениях, как перфекционизм и обесценивание своих достижений может повлиять на карьеру и финансовое благополучие. И еще две лекции на тему: «Ментальное здоровье для успешной карьеры». В этих лекциях мы обсудили — как гореть своим делом, но не выгорать, какие инструменты помогают справиться со стрессом, существует ли баланс между работой и отдыхом, как рабочее место влияет на ментальное здоровье.
— Чем отличается молодёжь Донбасса от российской молодежи?
— Они в большей мере, самостоятельнее, на мой взгляд, чем молодёжь в России, которая, возможно, более мягкая, ранимая и привыкла к избытку информации и внимания. Больше всего меня поразила открытость ребят. Я задавала им вопросы о психологических переживаниях. Одна девочка рассказывала о проблемах с отцом, другая о потере бабушки, и все остальные спокойно слушали. Никто даже не подумал смеяться или дразнить. А в России, к сожалению, не все подростки такие чуткие и понимающие. И откровенничать боятся при всех — чаще в коридоре после лекции подходят с личными вопросами. А здесь одна девочка даже заплакала во время занятия, когда затронули тему отношений с мамой, не думая, что её могут осмеять. Ребята задавали много вопросов, у каждого была своя трагедия, но они не погружались в жалость к себе, наоборот, стремились найти информацию и решить свои проблемы смело. Я думаю что именно из-за стресса они выросли быстрее, морально стали сильнее и осознаннее. А вот мечты у них такие же как у всех: дом, семья, карьера. И они уже готовы к трудностям, и не ждут манны с неба и халявы. Я наглядно убедилась, что общая боль объединяет людей и закаляет.
— Вы не политик, но какое должно быть будущее у России, какая идеология и национальная идея? Обсуждается ли это на молодежных площадках?
— Мне кажется, что мы возвращаемся ко временам Советского Союза, где были пионеры, комсомольцы. Например, общество «Знание», с которым я сотрудничаю, существовало в СССР, потом закрылось. И в 2021 году В. В. Путин дал указ о его возобновлении и модификации. Сейчас оно занимается просвещением молодежи в различных областях, которые не всегда входят в образовательный процесс ВУЗов. Предполагаю, что в молодежной политике РФ есть стремление вернуть советскую систему образования, и я частично согласна с этим. Такая политика может помочь снизить количество суицидов среди подростков и случаи буллинга как в социальных сетях, так и в реальной жизни. Психологическое просвещение необходимо сейчас не только молодежи, но и их родителям. Чтобы воспитывать достойное поколение, которое научится уважать себя и других.
В подготовке материала приняли участие Юрий Самонкин и Елизавета Лобода.