«Госдекорация». Как от недальновидности некоторых региональных чиновников страдает власть и общество. Часть 3

Цель данной публикации не критика, а объективная и честная оценка проблем в системе взаимодействия власти, НКО и отдельного направления — молодежной политики, с формированием конкретных путей решений, которые зависят всего лишь от двух факторов: политическая воля и контроль.

К сожалению, страх перед системой и личными перспективами в ней заставляют многих акторов не говорить о проблемах и уж тем более не проявлять инициативу.

Только 23 января протесты по всей России с участием молодёжи и откровенная информационная агрессия извне, показала нам реальность сценария «цветной революции». И как помнит мир — это ВСЕГДА смерть, страдания и затяжной кризис.

Недобросовестный подход властей разного уровня к государственным задачам в области социальной и молодежной политики, влечёт за собой каскад последствий и делает свой вклад в социальную напряжённость.

Именно поэтому важно об этом говорить, важно предлагать и важно самим стараться внести лепту ибо критиковать легко, а сделать что-то полезное — трудно!

Безусловно, есть отличные примеры системного функционирования общественных молодёжных структур и общественных советов в регионах России, но это персональная заслуга руководителей либо представителей власти с добросовестным подходом и осознанием значимости данного предмета.

Ниже мы с вами честно поговорим об общих проблемах и недоработках, которые встречаются в большом количестве муниципалитетов, сделаем анализ и сформируем предложения.

Одна из самых больных тем для многих представителей НКО – это не работающие или откровенно декоративные органы общественного контроля и молодежной политики, типа общественных советов, различных молодежных правительств, парламентов и т.д. в муниципалитетах разных регионов России.

Тем временем, общественный совет – это орган общественного контроля за деятельностью власти, вероятно, самый неудобный орган для некоторых руководителей при муниципалитетах и поэтому об их существовании иногда забывают, либо латентно формируют удобный состав, что безусловно, вызывает очередной всплеск недоверия от активных общественных деятелей, которые имеют полное право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Необходим общественный контроль над качеством исполнения социально-значимых проектов и работы с молодежью, контроль над эффективностью траты бюджета касаемо проектов молодежной политики.

В ином случае мы и далее будем наблюдать выходы на протестные акции, которые никакими флэшмобами нивелировать не получится.

Крайне важно обратить внимание на содержание работы молодежных парламентов и правительств.

Деятельность в направлении молодежной политики – это более важный предмет чем, казалось бы, так как молодежь – это те, кто завтра будет управлять страной, ресурсами, банками, образованием, медициной и прочее. 

Фрагмент одной из публикаций в СМИ:

«Молодёжный парламент» (не путайте с «Молодёжным правительством», а ещё и попробуйте понять в чём между ними разница), занимается деятельностью которая характеризуется, как «аниматорство». «Дед Мороз в автобусе», сборы пожертвований, раздача бесплатных ленточек на день России и день Победы, и тому подобное.

Разве именно этим и должен заниматься парламент?

Если вы попробуете найти страницу в соц. сетях (ВКонтакте) этого парламента, то вы увидите что она заброшена.

Последнее сообщение от имени страницы датируется сентябрём 2015 года (4 года назад)» (г. Волгодонск).

Не удивительно, если в некоторых муниципалитетах имеется молодежь, которая состоит и в парламенте и в правительстве одновременно, да и не особо разбираются, в чем разница и что нужно делать.

Молодежный парламент и правительство созданы для участия молодежи в жизни государства. Для молодежи это возможность реализоваться в данной области, выстроить систему коммуникаций, найти наставников и набраться опыта, что и есть правильная мотивация. Вместо того мы лицезреем унылый и нерабочий орган, который вызывает обратный эффект – демотивацию. 

Что далее? Молодежь участвует в государственной политике из оппозиционного блока.

Если молодежный парламент, то идеально, когда ребята интересующиеся парламентаризмом, становились бы помощниками депутатов (при парламенте которых их структура создана), обрели бы в их лице наставников и нарабатывали бы опыт работы с людьми. Если молодежное правительство, то привлекать к вопросам социально-экономического роста в деятельности администраций, повышая их компетенции как специалистов и управленцев, в последствии взращивая хорошие кадры, которых крайний дефицит.

А вкупе с возможностью обучаться, участвовать в разных мероприятиях и развивать правильный круг общения, можно получить талантливую молодежь во власти, а не в оппозиции.

Некачественный подход к трате ресурсов на не эффективные проекты или того хуже, дискредитирующие понятие патриотизм, порой саботирующее работу по воспитанию молодежи, формирует у них искаженное понятие о патриотизме, что создает риски для развития личности, общества и государства, как следствие и угрозу Национальной безопасности России.

НКО. Сколько их, кто они и что делать.

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО не подлежит обязательной регистрации в Минюсте и за исключением политической партии и признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

На сегодня никто и нигде не может посчитать количество НКО. Их так много, что является одной из причин увеличения дистанции между властью и НКО. 

Оно и понятно, т.к. большое количество «общественных организаций» создаются с недобросовестными целями, часто это фикция для поднятия статуса сомнительных персонажей или использования бланка с красивым названием. Подобным инструментом могут пользоваться разные прохиндеи и мошенники.

Либо иной момент, когда как НКО зарегистрированы госкорпорации, многочисленные профессиональные и образовательные организации и т.д., деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Нет единого регулятора в кластере общественных организаций и движений, нет ответственных, нет контроля за их деятельностью. Как следствие вместо достижения общественных благ недобросовестные НКО в общей массе наносят существенный вред российскому обществу и добросовестным НКО.

Необходим государственные регуляторы деятельности НКО во всех сегментах (общество, бизнес, право и т.д.), понятные и с понятными руководителями, несущие персональную ответственность перед представителями НКО, обществом и Президентом России. 

Это необходимо для контроля деятельности, для повышения качества работы и возможностей развития активных, полезных для общества и государства НКО. 

Именно в этой проблеме роль и место структур, таких как Общественная Палата РФ или Общероссийский народный фронт, идеально вписываются в общую концепцию и могли бы выступить теми самыми регуляторами.

Минюст, на который с 2008 года возложена участь ведения контроля и отчетности, а также формирование реестра социально-ориентированных НКО не являются идеальной системой, но имеет положительные стороны.

С момента создания реестра и определения критериев для СО НКО появилась некая селекция, которая при должной доработке может стать очень важным элементом в развитии гражданского общества.

Один из основных вопросов деятельности НКО является финансирование. Ранее, для коммерческих структур жертвующих средства для НКО имелись налоговые преференции, но с целью пресечения ухода от налогов в декабре 2014 года внесены изменения в Налоговый кодекс и ограничили преференции только благотворительными фондами и организациями предоставляющим социальные услуги (не более 25% от годового дохода предприятия).

При доработке системы реестра социально-ориентированных НКО и общественного контроля, вполне возможно поднять вопрос о налоговых преференциях для деятельности добросовестных некоммерческих организаций, что будет сильным драйвером для развития взаимоотношений власти, бизнеса и НКО.

Когда бизнес будет мотивирован заниматься благотворительностью — возрастёт качество и охват работы НКО, уменьшится зависимость от грантов и госфинансирования (что полезно и для экономии бюджета в целом).

НКО, которые занимаются предпринимательской деятельностью «для обеспечения уставных целей» их деятельность сравнима с деятельностью коммерческих организаций, но НКО – это некоммерческая организация.

Уверен, что существуют примеры, где недобросовестные НКО получая материально-техническую или финансовую помощь из бюджета налогоплательщиков не ведут реальную социально-значимую работу, делая лишь дутые отчеты и фотографии с имитацией бурной деятельности.

Резюмируя…

Исходя из вышеописанного, есть понимание того, что инструменты для развития сильного гражданского общества, совершенствования молодежной политики имеются, и они будут достаточно эффективны, снимут много проблем, если на все это обратят должное внимание сами власти.

Поделиться в социальных сетях