Камбербэтч против Безрукова и маньяка в маске

Наконец-то котики: Камбербэтч против Безрукова и маньяка в маске

Новая кинонеделя порадует синефилов. В частности, на больших экранах — сумасбродный арт-байопик «Кошачьи миры Луиса Уэйна», где культовый Шерлок Холмс (Бенедикт Камбербэтч) играет сумасшедшего гения, дебютный лавстори-трип «Дунай» Любови Мульменко — сценаристки фильмов «Верность» и «Комбинат «Надежда», а также амбициозная китайская картина «Тебе одиноко сегодня вечером?» Вэнь Шипэя — артхаусный нуар под аккомпанемент Элвиса Пресли.

«Учености плоды»

Режиссер: Игорь Угольников. В ролях: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Михаэль Эпп, Анастасия Буткова, Константин Фисенко, Андрей Горбачев, Андрей Некрасов, Алексей Нестеров, Игорь Савочкин, Дмитрий Соломыкин

Довольно пластичную, но не сказать чтобы пронзительную историю о любви по разные стороны баррикад и спасении пушкинского заповедника продюсер и режиссер Игорь Угольников считает своим авторским высказыванием. Прорабатывая сюжет об оккупированном Михайловском, автор обозначает важную для него проблему: «Как относиться к противнику, если он не мародер и негодяй, а образован и вежлив, просто не считает тебя человеком…»

Действие разворачивается в 1944 году, когда на пушкиногорское пепелище приезжает немецкая ставленница — профессор литературоведения Мария Шиллер (Настасья Кербенген). Она искренне любит Пушкина и столь же искренне убеждена, что «варвары» не могут оценить наследия поэта, а потому музею место в просвещенной Германии. По иронии судьбы у высокомерной фрау случается страстный роман с выходцем из презираемого ею русского народа — электриком Сергеем Трофимовым (Сергей Безруков). Однако при всем накале табуированных чувств любовную линию перебивает «производственная драма»: зрительское внимание перетягивает на себя то и дело возникающий в кадре экс-директор Михайловского Антипов (эту роль сыграл сам Угольников), формально удаленный от дел, но вовсе не отошедший в сторону.

Роковых лавстори с участием представителей гитлеровской Германии в истории кино немало — если не брать в расчет барочные порнофрески Тинто Брасса, то это, конечно, «Черная книга» Пола Верховена, «Франц» Франсуа Озона, «Союзники» Роберта Земекиса, «Французская сюита» Сола Дибба — всякий раз травматично, фатально, сумрачно. Между героями Кербенген и Безрукова есть какая-то алхимия, однако их линия то и дело съезжает в офисный роман: поединок своеволий и взаимное недоверие в конечном счете выливаются в шумные скандалы с битьем посуды и порчей предметов мебели. На этом фоне особенно трогательным смотрится добродушный, печальный персонаж Угольникова в пенсне и кепочке — он готов пойти на любой компромисс, лишь бы сохранить чудом уцелевшие реликвии.

«Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Режиссер: Уилл Шарп. В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Клэр Фой, Джэми Деметриу

Своенравная, местами гротескная биография Луиса Уэйна — автора трогательных зарисовок с очеловеченными котиками, играющими в гольф и бридж, посещающими катки и вернисажи, — расширяет пространство жизнеописательного жанра до арт-манифеста. Громыхающий ретропоездами, звенящий фарфором и шуршащий кринолинами, этот фильм решает отнюдь не иллюстративную задачу: он — о первых ростках актуального искусства, пробивающегося сквозь салонные вкусы викторианской Англии.

Как это часто бывает с визионерами, Уэйн (Бенедикт Камбербэтч) показан абсолютно сумасшедшим гением. Он не следит за костюмом, вечно опаздывает, спотыкается на ровном месте, рассказывает дамам о каких-то патентах на электрические разряды, дерется с быком на ярмарке сельского хозяйства. Впрочем, в данном случае это не совсем киноштамп: реальный Уэйн страдал шизофренией и даже угодил в сумасшедший дом, после того как спустил с лестницы не менее нестабильную сестру.

Но почему коты? Как известно, англичане — страстные животноводы. Породистые лошади и сухопарые гончие на момент уэйновских экспериментов давно уже прописались в искусстве — они фигурировали на парадных аристократических портретах как полноправные участники пикников и охоты. Массовая публика с ними практически не соприкасалась. Но и ей требовался фетиш! И вот возникли котики Уэйна. Они дебютировали как персонажи карикатур с ослабленным сатирическим запалом: предвосхищая вселенную пинап-красоток, мяукающие создания только и делали, что развлекались, отдыхали и веселились, тщательно избегая любой актуальной повестки, поскольку были повесткой сами по себе. Таков и их создатель, который тоже «сам по себе», — стихийный, рассеянный гений, убежденный, что его зарисовки значат не меньше, чем открытие электричества. И это правда.

«Смотреть нужно не на котов, а сквозь них, они — магический кристалл», — рассуждает один из персонажей киноленты. На этом настаивает и сам фильм: ближе к его концу Уэйн переходит от жанровых картинок к диковатым портретам абстрактных котов, чьи мордочки напоминают мандалы. Это может показаться очередным сумасбродством, и так оно и есть, но в нем зашифрован код к пониманию contemporary art. Собственно, именно таким образом струится ток современного искусства, где всякий объект — слепое пятно, отражающее субъективное восприятие действительности и порождающее ассоциации вне самого себя.

«Тебе одиноко сегодня вечером?»

Режиссер: Вэнь Шипэй. В ролях: Эдди Пэн, Сильвия Чан, Ван Яньхуэй

Амбициозный полнометражный дебют сорежиссера эстетских короткометражек Вэнь Шипэя, номинированный на «Золотую камеру» Каннского фестиваля, наследует Финчеру, Хичкоку и Пон Чжун Хо. Временная петля, сновидческая атмосфера ночного Китая, нуарный колорит, а также поэтический киноязык в лучших традициях азиатской новой волны — даже сцены кровавых разборок на грязных кухнях отсылают к шедеврам мастеров Возрождения.

Молодой мастер по ремонту кондиционеров Сюэмин (его играет Эдди Пэн, известный по амплуа «хороших парней с червоточиной») сбивает на ночной дороге пешехода и скрывается с места аварии. Спустя какое-то время он случайно знакомится с вдовой погибшего — немолодой одинокой госпожой Лян (Сильвия Чан), забитой и напуганной. Между героями складываются настоящие теплые человеческие отношения, которые резко контрастируют с эмоциональным нарративом ленты, отсылающей к «Воспоминаниям об убийстве» Пон Чжун Хо. Лейтмотивом звучит песня Элвиса Пресли Are You Lonesome Tonight? — ее исполняет певец в злачном заведении бедного квартала. «Я слепой, но я вижу», — говорит певец, и все понимают, что это значит.

«Хэллоуин убивает»

Режиссер: Дэвид Гордон Грин. В ролях: Джейми Ли Кёртис, Джуди Грир, Энди Мэтичак, Энтони Майкл Холл, Джеймс Джуд Кортни

Сколько фильмов вышло под маркой «Хэллоуин» — сказать трудно, и даже сама Джейми Ли Кёртис вряд ли сможет ответить на этот вопрос. По крайней мере, для нее это уже шестой раз, когда она превращается в Лори, главную жертву маньяка Майкла Майерса. В 2018 году серию решительно перезапустили в новом техническом и художественном качестве, поэтому, чтобы понять, о чем идет речь в данной картине, достаточно посмотреть всего два «Хэллоуина» — самый первый, 1978 года, и тот, который снят в 2018-м. А еще — прочесть интервью «Известий» с Джейми Ли Кёртис, где она рассказывает об отношении к своей героине и к празднику, по которому назван популярнейший хоррор-бренд.

«Хэллоуин убивает» — вторая часть новой трилогии. Здесь — две сюжетные линии. С одной стороны, мы видим больницу, где Лори и множество других жертв Майерса должны провести самую жуткую (очередную самую жуткую!) ночь в своей жизни. Одновременно с этим сам Майерс по очереди навещает жильцов маленького городка и зверски умерщвляет их, став почему-то практически неуязвимым. По крайней мере, в огне он не горит. (Насчет воды предстоит проверить…) В общем, слэшер как он есть, хотя убийств, пожалуй, по закону жанра могло быть и больше. А лучшая часть фильма — это пролог, настолько мастерски стилизованный под хорроры 1970-х, что, когда он заканчивается, поневоле испытываешь разочарование — и желание посмотреть те картины, которые он пародирует.

«Дунай»

Режиссер: Любовь Мульменко. В ролях: Надежда Лумпова, Ненад Васич, Душан Мамула, Сири Тереза Солли, Милица Яневски

Долгожданный режиссерский дебют Любови Мульменко вскоре после премьеры на «Кинотавре» выходит в российский прокат. И здесь тот случай, когда нужно успеть посмотреть картину на большом экране, потому что это живое, нервное, эмоциональное повествование, которое затягивает, как самая длинная река в Европе, и несет мимо одного берега, другого, третьего — вместе с героиней, русской девушкой Надей, решившей начать новую жизнь. Бросить Москву с этой бесконечной работой, коммунальными платежами, соцсетями и вечным одиночеством, завязать роман с белградским уличным жонглером Нешей, жить то у одних друзей, то у других, а то и вовсе на улице. Петь, танцевать, заниматься сексом, радоваться и странствовать. Дунай же длинный, много стран пересекает.

Снятый в документальной манере, да еще и большей частью на сербском языке, хотя звучат и русский с английским, «Дунай» настолько аутентичен, что его не воспринимаешь как фильм — просто живешь в нем и чувствуешь себя осиротевшим, когда он заканчивается. Мульменко, которая известна как один из лучших сценаристов страны («Комбинат «Надежда», «Как меня зовут», «Верность», «Купе номер 6» и др.), каким-то образом сделала так, что сценария не ощущается, а есть то, что в документалистике называется «слегка намеченный сюжет» — словно мы долго наблюдаем за героями в реальной жизни. И только внимательный зритель отметит строгую и гармоничную структуру повествования, талантливо скрытую автором.

«Хороший, плохой коп»

Режиссер: Джо Карнахан. В ролях: Фрэнк Грилло, Джерард Батлер, Алексис Лодер

Режиссер удивительной творческой судьбы Джо Карнахан посвящает свой абсурдистский боевик с большими пистолетами и суперменскими прищурами классическому спагетти-вестерну Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой». Здесь же витает дух эпохи мачистского кино 1980–1990-х с поигрывающим мускулами Ван Даммом, а из-за угла подмигивают призраки угарных лент братьев Коэн и Тарантино. Схватка профессионального киллера Боба Виддика (Джерард Батлер) и афериста Тедди Мурретто (Фрэнк Грилло), посреди которой оказалась чернокожая девушка-коп Валери Янг (Алексис Лодер), рядится в откровенно олдскульный антураж, над которым и иронизирует: щеголи в сапогах из змеиной кожи, похмельные ретроплейбои, глупые девушки, любящие брутальный шарм, невероятные коллизии и черный юмор.

Источник

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий