«Башкирская содовая компания» нашла директора на Кипре и себя в руках Росимущества

«Башкирская содовая компания» нашла директора на Кипре и себя в руках Росимущества

Компания из офшорной официально превратилась в государственную

Перед самым вступлением в силу решения о национализации 95% акций АО «Башкирская содовая компания» (БСК) его контролирующие акционеры из АО «Башкирская химия» собрались включить в состав Совета директоров гражданина Кипра Захаролиса Параскеваса, никогда ранее не замеченного в руководстве компаний подобного профиля. Возможно, это единственная неожиданность, сопровождавшая в последние месяцы процесс национализации БСК, поначалу полный неожиданностей. Как и прогнозировали эксперты, 18-й апелляционный суд в Челябинске оставил в силе решение башкирского арбитража по иску Генпрокуратуры РФ. Со вчерашнего дня «Башкирская сода» – снова государственная. В этой связи наблюдатели обращают внимание на два момента. Во-первых, Генпрокуратура в суде вообще не оспаривала сделки 2007-2013 годов, в результате которых пакет акций в собственности Башкортостана снизился с 62% до 38% – и поэтому предположения об уголовном преследовании стоявших за этими процессами башкирских чиновников выглядят натягиванием совы на глобус. А во-вторых, за пределами здания суда БСК до самого последнего момента делала вид, что никакого суда нет, вовсю строя стратегические и тактические планы по собственному развитию. Как будто что-то знала.

«Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения», – огласила накануне вечером свой вердикт коллегия судей в Челябинске после более чем пятичасового судебного заседания, шедшего два дня. В ходе заседания стороны повторили аргументы, ранее высказывавшиеся в уфимском арбитраже и подробно описанные «Правдой ПФО». «Башхим» утверждал, что по делу пропущен срок исковой давности и приватизация предприятия в 1992 году прошла в соответствии с законом. Генпрокуратура в ответ заявляла, что «Сода» как добывающее предприятие должна была принадлежать федеральному правительству, а что до августа 2020 года надзорное ведомство никак не оспаривало события 1992 года – так это просто от незнания.

«Башкирская содовая компания» нашла директора на Кипре и себя в руках Росимущества

«Все происходящее лишь подтверждает то, что, во-первых, право собственности в нашей стране категория иллюзорная и подчиняющаяся нуждам момента. А, во-вторых, само правосудие часто сводится к красивому оформлению решений, принятых в других кабинетах», – прокомментировал «Правде ПФО» вердикт суда экономист Всеволод Спивак. «Ситуация бьет по инвестиционному климату: получается, что любой актив можно просто отобрать и передать в федеральную собственность», – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

При этом сделки 2007-2013 годов, в результате которых принадлежавшая Башкортостану «Сода» попала под контроль офшорных хозяев «Башхима», Генпрокуратурой в рамках данного иска не оспаривались. И по мнению некоторых экспертов, и не могли оспариваться: ибо надзорное ведомство само их и разрешило. «Сама сделка сопровождалась таким количеством экспертиз, разрешений (даже федеральных ведомств), согласований с прокуратурой, что если и сажать всех причастных, то колонны автозаков будут похожи на те, что мы видели с момента недавних митингов. Поэтому СК тихо сливает это дело, а виновные не понесут никакого наказания», – полагает телеграм-канал «Футляр для курая». Перспективы уголовного преследования людей, стоявших за разгосударствлением «Соды», кажутся наблюдателям сомнительными.

Так что теперь наиболее интересным вопросом является, в чьи руки по факту перейдет «Сода». Когда в свое время у АФК «Система» в пользу государства через суд отбирали «Башнефть», интерес к активу со стороны «Роснефти» фактически не скрывался. Самым удивительным в текущих процессах является то, что намерения будущего собственника БСК (а мало кто сомневается, что им будет не государство) до сих пор никак явно не обозначены. «Я думаю, через какое-то время актив просто выставят на продажу – и только тогда мы узнаем, кто интересант», – предполагает Калачев.

Вероятность того, что Башкортостан после завершения сделки вновь получит 38% акций БСК или больше, Спивак считает небольшой. Но и не это главное, по мнению эксперта. «С учётом того, что, судя по всему, процесс смены собственников контролируют в более высоких кабинетах, то любой пакет акций меньше контрольного будет означать, что сумму дивидендов будут определять не исходя из долей акций и интересов Башкирии, а исходя из того, сколько не жалко, чтобы сохранять приличия. Реальная же прибыль будет структурироваться там, где захотят новые собственники», – сожалеет собеседник «Правды ПФО».

«Башкирская содовая компания» нашла директора на Кипре и себя в руках Росимущества

При этом сама БСК все последние месяцы за пределами судов делает вид, что ничего не произошло: компания через свою «дочку» оспаривает лишение лицензии на сырьевую разработку шихана Куштау, как ни в чем ни бывало разрабатывает стратегию собственного развития, причем совещания на эту тему проходят и на уровне правительства республики. Из этой же серии – и новые инициативы компании по формированию Совета директоров.

Буквально накануне судебного вердикта БСК предложила годовому собранию акционеров убрать из совета покинувшую Минземимущество РБ заместителя министра Ольгу Иванову и включить в него топ-менеджера Сергея Иванушкина и неизвестного в России киприота Захаролиса Параскеваса, отметившегося в руководстве нескольких офшоров в середине 2010-х. Остальные предлагаемые члены совета директоров – все старые знакомые: Григорий РапотаДмитрий ПяткинАльберт Харисов, Ан Ен Док и другие. То-то будет интересно, если новый собственник вообще ничего в этом плане не изменит.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Источник: pravdapfo.ru

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий