Анатолий Бороненков, секретарь Генерального Совета Международной ассоциации профессиональных союзов: «На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент России Владимир Путин поручил Минобороны, Минздраву и властям присоединенных территорий подготовить предложения об освобождении призванных по мобилизации врачей от несения воинской обязанности. Предложения должны быть представлены до 1 февраля 2023 г., в качестве ответственных указаны министр обороны Сергей Шойгу, министр здравоохранения Михаил Мурашко и руководители регионов – врио главы ДНР Денис Пушилин, врио главы ЛНР Леонид Пасечник, врио губернатора Запорожской области Евгений Балицкий и врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо.
У врачей специальности касаются в основном их профильных задач, в одной из медорганизаций. Если медик заканчивал военную кафедру в медвузе или, к примеру, военно-медицинскую академию, он может иметь звание офицера запаса. У других врачей или среднего медперсонала военно-учетная специальность может звучать как «медбрат», «фельдшер», и их вполне могли мобилизовать для этих целей.
Врачи военнообязанные и по определению находятся в запасе и имеют соответствующую военно-учетную специальность, по которой они подлежат призыву в рамках мобилизации. Индивидуально на местах, где не хватает специалистов, можно решать вопрос об их оставлении в клинике. Специалисты таких «боевых» специальностей сложные вмешательства все равно будут выполнять не на передовой, а там, где есть оборудование, расходники, протезы, импланты. Сейчас речь идет пока только о подготовке предложений и не ясно, в каком объеме они будут реализованы, так как поручения и принятые нормативные акты в их исполнении часто сильно отличаются.
Мужчины, которые имеют медицинское образование, обязаны состоять на воинском учете в общем порядке, но у них указана соответствующая воинско-учетная специальность. В случае с женщинами медицина есть как отдельное направление в методических рекомендациях по ведению воинского учета, в которые входит утвержденный перечень профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым женщины получают военно-учетную запись. В перечень входят не только медики, но и дезинфекторы, рентгено-механики, медсестры, стоматологи и др. Из того, что озвучил президент, не ясно, о чем конкретно идет речь. Судя по всему, речь идет о досрочном увольнении из вооруженных сил тех, кто был призван ранее и встает вопрос – уволят ли их совсем, и они не будут подлежать мобилизации, или нет.
Термин «освобождение от исполнения воинской обязанности», вероятнее всего, употребляется в значении «демобилизации» уже призванных на военную службу по мобилизации врачей из недавно присоединенных регионов России и не только по примеру Донецкой области и дальнейшего освобождения их от призыва в ходе СВО, допускаю, что положения, которые будут разработаны, будут распространяться на врачей-протезистов из новоприсоединенных регионов – Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей – и возвращение этих специалистов с фронта.
«Соответствующие предложения будут выработаны и направлены в Министерство обороны в установленный срок», – сообщили в Минздраве на просьбу прокомментировать появившееся поручение президента.
Полагаю, что поручение президента Минздраву и Минобороны о необходимости подготовить предложения об освобождении призванных по мобилизации врачей от несения воинской обязанности имеет определенный сигнал: в дальнейшем к комплектованию армии нужно подходить более взвешенно и избегать мобилизации всех подряд. По моему мнению, дается понять, что нужно учитывать и экономический фактор, а особенно социальную политику в регионах, в которой врачи, учителя, энергетики и целый ряд профессий более необходимы на гражданских должностях. Вне всяких сомнений, этот фактор будет учитываться и дальше, однако полагаю пока рано говорить о каких-то новых волнах мобилизации.
Уверен, что обсуждение мобилизации, в большинстве своем, навязывается украинской стороной и призвано, прежде всего, формировать страхи и тревоги в российском обществе с целью его дестабилизации. Поэтому сейчас главная цель, не использовать эти слухи и пропаганду второй волны мобилизации, что является актуальной и необходимой задачей российской информполитики, которая сейчас испытывает на себе воздействие многих информационных каналов наших оппонентов».