Призрак Изумрудного града

Сила человеческой веры, действительно, колоссальна. За неё люди всегда были готовы не только принять смерть, но и терпеть невероятные муки. Поразительно другое: перманентность веры, её устойчивость. Помните историю про японского солдата, ещё 30 лет воевавшего в филлипинских джунглях. Да, он верил в Японскую империю и успешно отрицал реальность долгие годы. Что уж говорить про бедных сектантов из всех уголков мира, которые после разоблачения их гуру и его публичных признаний продолжали поклоняться местному «Богу Кузе».

Однако не спешите горделиво улыбаться, мы с вами не так далеко ушли от этих потерянных душ. В недавнем интервью Владимир Путин сдержанно упомянул про недостатки и проблемы американской избирательной системы (и, в целом, «звездно-полосатой» демократии), что, конечно, говорит о том, что сам Президент России в неё всё-таки верит, а значит, верит и вся Россия: от озлобленных на янки коммунистов до сладострастно млеющих «либералов». Верю и я. Точнее верил. Пока последний выборный цикл не сложил весь пазл фактов во что-то вроде «Лёгкого способа бросить курить» только на упомянутую тему.

Миф о «Великой Демократии» очень приятен, личностно комплементарен, но уже давно не имеет никакого отношения к реальности, если вообще когда-либо имел.

Американская демократия была прогрессивна для периода 18-19 веков, но имела ряд изъянов, большинство из которых так и не были устранены. Эти минусы прошлого (и настоящего) хорошо известны: поражение в избирательных правах по гендерно-расовому признаку, двухпартийность вместо многопартийности (две безальтернативные партии превращают их руководство в «жирных ленивых котов», которые начинают передавать власть по наследству), чрезвычайно затруднённый порядок вступления в партии (условно: вы не можете вступить в Республиканскую партию, но вас всегда ждут в организации «Сторонники Республиканской партии», что уничтожает основную функцию выборной системы: предоставление социальных лифтов, пополнение элиты и решение проблем на основе широкого консенсуса), система «выборщиков» вместо прямых выборов.

Вся эта кургузая и кондовая адская машина хоть и продолжала нести США в светлое будущее благодаря работающей правовой системе и неписанным договоренностям между республиканцами и демократами о взаимоуважении и кадровой ротации, всё-таки требовала огромной доработки, а не сакрализации.

Правовая система приказала долго жить после 11 сентября 2001 года. Очарованные «Концом истории» Фрэнсиса Фукуямы и самими собой бравые американцы даже не заметили, что вместе с «Патриотическим актом» переехали в жуткую оруэлловскую антиутопию, где Правительство установило сверхтотальную слежку за каждым действием, желанием и мыслью каждого человека и получило право на «испарение» любого неугодного.

В период 2016-2020 «дал дуба» и монументальный двухпартийный ансамбль. Я не говорю о критике самой процедуры выборов (люди месяц голосовали по почте, наблюдатели отсутствовали, а вероятные «вбросы» превзошли многие африканские рекорды), но о взаимодействии партий и их сторонников, которое точнее всего сравнить с взаимодействием «красных» и «белых» в годы Гражданской войны в России с той лишь поправкой, что во главе враждующих сторон стоят не Ленин, Троцкий, Деникин и Колчак, а накаченные психостимуляторами и близкие к деменции «старички».

В американской демократии нечего критиковать, её просто больше не существует. И от веры в этого фантома надо как можно скорее избавиться, потому что, когда последние лучи «Великой Демократии» угаснут, весь мир ждут тяжёлые и тёмные времена, к которым надо готовиться уже сейчас. 

Поделиться в социальных сетях