«Помогать не словом, а делом – философия благотворительного фонда «Юристы помогают детям»

Его президент и автор проекта Виктория Дергунова в интервью нашему агентству рассказала, как они смогут реально решать проблемы детей и оказывать им квалифицированную помощь

Почти месяц назад в Москве состоялось долгожданное событие – открытие благотворительного фонда «Юристы помогают детям». После нашумевших историй на всю страну о мальчике из Мончегорска и девочки из ПМЦ, в которых юристы фонда оказывали правовую помощь, специалисты поняли, что в стране отсутствует единая система юридической̆ поддержки детей и одним законопроектом «Адвокаты для детей» ее не решить. Так родилась идея создать благотворительный фонд. Его президент и автор проекта Виктория Дергунова в интервью нашему агентству рассказала, как они смогут реально решать проблемы детей и оказывать им квалифицированную помощь.

— Виктория, расскажите о себе: образование, семья, основная работа.

— Я с детства мечтала быть юристом и учиться в Москве. В 2011 г. окончила факультет права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2018 г. защитила диссертацию на соискание научной степени кандидата юридических наук на тему защиты прав детей в спорах родителей об их воспитании, статус адвоката получила в 2014 г. Семейными спорами занимаюсь уже 12 лет, в настоящее время в статусе партнера и руководителя практики семейного права BGP Litigation, а также президента Благотворительного фонда «Юристы помогают детям».

— Как пришла идея создать благотворительный фонд?

— Работая в семейном праве, невозможно обходить дела, где судьба ребенка всецело зависит от «правильных» решений взрослых. Наверно, у кого-то из коллег получается проходить мимо и брать только коммерчески привлекательные кейсы, но не у меня. Переломным моментом стало дело девочки, которая более 5 лет жила в перинатальном центре, потому что родители решили, что там ей будет лучше, чем в семье. Ее историю мне рассказала Елена Альшанская (Благотворительный фонд «Отказники»), она же попросила помочь с подготовкой правовой позиции по «вызволению» девочки из больницы, ограничению родителей в правах и передаче девочки в приемную семью. В деле было задействовано огромное количество правозащитных организаций, государственных органов и различных специалистов и именно на его примере я поняла одну важную вещь: на сколько важна слаженность работы всех указанных лиц, на столько ее было сложно систематизировать.

— Вторым делом, укрепившим в моем сознании мысль о том, что нужно что-то менять и создавать единый центр оказания правовой помощи детям и защиты их прав, который скоординировал бы работу всех существующих общественных и государственных институтов в этой сфере, стало дело мальчика из Мончегорска, над которым издевался отчим при полном бездействии родной матери. С переломанными ребрами и сотрясением мозга мать оставила его на пороге больницы со словами: «он это заслужил».  По этому делу мы работали совместно с Аленой Поповой и ее правозащитной организацией «ТыНеОдна». В результате моей работы – родителей девочки ограничили в правах, а ее саму передали в приемную семью, над мальчиком установила опеку бабушка, его мать лишили родительских прав, а на отчима завели уголовное дело. Кажется, жизни детей теперь в безопасности. После этих жутких историй были и другие, не менее страшные. Главное, что мне удавалось в них — помочь детям, используя не только мой опыт и профессионализм моей команды, но и объединяя огромное количество разделяющих наши ценности и идеи людей. Тогда я поняла, что помогать можно не деньгами и волонтерством, а знаниями и навыками, но нужно делать это системно и последовательно. Так родилась идея создать фонд, который объединит юристов для помощи детям.

— В чем миссия данного проекта?

— Наша глобальная миссия — укрепить правовое положение детей в семье и обществе путем реформирования всей системы защиты их прав, признания их субъектами бесплатной юридической помощи. Мы стремимся к тому, чтобы изменить сам статус ребенка в рамках закона и отношения взрослых к его правам и интересам. Для этого, например, мы разработали законопроект «Адвокаты для детей», цель которого предоставить несовершеннолетнему собственного адвоката, который будет защищать именно его интересы, а не интересы его родителей, опекунов и других значимых в его жизни взрослых, которые могут оказаться кардинально противоположными.

— Ваши цели и задачи?

— Глобально — реформировать законодательство и институт защиты прав детей. Сегодня дети находятся фактически на бесправном положении, будучи абсолютно зависимыми от решений взрослых, которые самостоятельны в выборе методов их воспитания. Иногда мы становимся свидетелями ужасающих последствий того, что родители понимают под «хорошо» и «плохо». Эти «последствия» и есть дела, которыми BGP Litigation занимается pro bono, а теперь уже и фонд, специально созданный для этого компанией. Наша задача сделать квалифицированную юридическую помощь детям комплексной и доступной.

 — Сколько человек трудятся? Кто они?

— Сегодня команда фонда — это команда BGP Litigation и экспертный совет Фонда. Но, безусловно, по мере увеличения объема работы (количества обращений) мы будем расширяться. Сразу после запуска к нам обратилось огромное количество юристов и адвокатов из разных регионов страны, готовых помогать «на местах», имеющих релевантный опыт в вопросах защиты прав детей. Также мы взаимодействуем с ФПА, с помощью которых намерены создать настоящую команду «адвокатов для детей». Только так, сообща, мы сможем достичь своей цели и поменять ситуацию в корне.

— Расскажите, кому уже удалось помочь?

— Кроме тех, о которых я рассказала ранее, самый свежий случай — дело Аллы Гранальской. Алла — бабушка трёх внуков, которых после смерти их матери, определили в приемную семью, лишив возможности общаться с кровными родственниками. Без выявления, не говоря уже об учете, мнения детей, игнорируя ДНК-экспертизу, подтверждающую их родство с бабушкой, суд первой инстанции вынес решение об отказе им даже в общении друг с другом. 17 марта в суде апелляционной инстанции мы добились тщательного и объективного рассмотрения дела по доводам нашей жалобы и уже имеем первые результаты: суд назначил психологическую экспертизу по вопросам привязанности бабушки и детей, на которой они наконец встретятся после двухлетней разлуки. Это очень волнительный момент для всех нас и, надеюсь, наша первая победа в этом деле. 

 — Какая поддержка вам нужна сейчас?

— Мы приглашаем партнёров и спонсоров, которые разделяют миссию и ценности фонда, к сотрудничеству. Варианты поддержки обозначены у нас сайте фонда, но не ограничены ими. Мы готовы обсуждать совершенно разные форматы не только материальной поддержки, но и ко-брендинга, мероприятий, информационного и любого другого вида сотрудничества.

— Расскажите о детях вашего фонда.

— Когда мы получаем обращение, для нас совершенно не важны причины, из-за которых ребенок страдает, оказавшись в трудной жизненной ситуации. Единственное на что мы ориентируемся –можем ли мы помочь ему с правовой точки зрения или нет. Поэтому какого-то «портрета» типичного «ребенка фонда» у нас, конечно, же нет, мы открыты ко всем детям, жизнь которых можно сделать лучше.  

— Планы на будущее.

— В ближайших планах внесение изменений в ряд федеральных законов, основанных на нашей инициативе «Адвокаты для детей», распространение деятельности фонда на все регионы России и, конечно, драматический рост счастливых детей в нашей стране. В долгосрочной перспективе – мы надеемся стать центром системы оказания правовой помощи детям, который как сердце, будет поддерживать работу всех жизненно-важных органов и организаций, задействованных в защите прав и интересов детей без границ. Желающие принять участие в работе Фонда могут написать Instagram или мне в личные сообщения. Мы расскажем, как можем вместе быть полезны детям по всей стране!

Поделиться в социальных сетях