После 24 февраля 2022 года множество иностранных спортсменов покинули российские чемпионаты. Но есть легионеры, которые не только остались в связанных с нашей страной турнирах, но и перешли туда после начала СВО. Один из таких — словацкий хоккейный вратарь Юлиус Гудачек. Известный по выступлениям за череповецкую «Северсталь» и московский «Спартак», он год назад играл за пражскую «Спарту» в чешской «Экстралиге». В сентябре голкипер вернулся в КХЛ, подписав однолетний контракт с астанинским «Барысом». В интервью «Известиям» Гудачек оценил турнирное положение команды, рассказал об отсутствии давления на родине из-за отъезда в КХЛ, а также объяснил, почему Доминик Гашек так озабочен санкциями в отношении РФ.
«Как бы наш поезд не ушел»
— Почему «Барыс» в последний месяц регулярного чемпионата оказался в таком непростом положении — на последнем месте в таблице «Востока»?
— Да, ситуация не очень хорошая. Две недели назад мы начали неплохо играть, в шести матчах подряд набирали очки. Всё нормально было, но затем перестало везти. И стали опять проигрывать. Причем минимально — 1:2, 2:3. Удаление у соперника, получаем большинство двухминутное и в течение него не забиваем, а потом сразу же забивают нам. И сами получаем много ненужных удалений, из-за которых команде часто приходится играть в меньшинстве. И речь не только о последних матчах, но и о большей части сезона. Октябрь, ноябрь, декабрь — у нас просто много ненужных удалений. Много ошибались, из-за чего пропускали голы или оказывались в меньшинстве. Из-за этого проиграли много матчей.
— Понимаете, что с учетом большего количества сыгранных матчей по сравнению с конкурентами вашу команду считают главным аутсайдером в борьбе за место в плей-офф?
— Нам надо биться до конца независимо от раскладов в турнирной таблице и от календаря оставшейся части регулярного чемпионата. Воевать за каждые очки. Теоретически шансы на плей-офф есть. Просто надо бороться, показывать нашим болельщикам, что мы играем за них, за Казахстан, за всех, кто переживает за «Барыс». И поменьше удаляться. В целом мы не так плохо играем, как может показаться по месту в таблице. У нас не самый звездный состав. Еще и у капитана Линдена Вея травма. Играем без нашей главной звезды. Если хотим попасть в плей-офф, то нам надо действовать без ошибок, выкладываться на 100% в каждой игре, каждом периоде, на каждом вбрасывании.
— Сказывается отсутствие опыта у команды? Все-таки, много молодых, травмирован Вей, нет в составе Даррена Дица, Корбэна Найта и многих других североамериканских звезд «Барыса» прошлых лет.
— Да, у нас команда средняя. Но, когда я смотрю на весь сезон, то вижу, что играем мы неплохо. Повторюсь, много встреч проиграли не потому, что показывали плохой хоккей, а из-за своих ошибок. Здесь, как в теннисе: ты можешь быть сильным игроком, как Джокович, но проигрывать из-за своих собственных ошибок. Поэтому такие мастера, как Джокович или Федерер, не допускают подобных ошибок. В хоккее так же.
— Нынешняя борьба за плей-офф — самая жесткая за вашу карьеру в КХЛ?
— Да, на Востоке сейчас серьезная интрига вверху и внизу таблицы. Хотя у меня в «Северстали» была похожая ситуация, когда борьба шла до последнего матча. И нам в последней игре надо было взять очко на выезде против СКА, чтобы выйти в плей-офф. Мы это сделали и прошли дальше. А сейчас в этой борьбе — по три-четыре команды в каждой конференции. На Востоке четыре команды борются за одно место в плей-офф, на Западе идет борьба между «Спартаком» и минским «Динамо». Но я бы сказал так: нам надо было играть лучше в ноябре-декабре. А сейчас — как бы наш поезд не ушел. В любом случае если все оставшиеся матчи сыграем так же, как против ЦСКА, то добьемся успеха.
— У вас в карьере был такой плотный календарь, как сейчас в КХЛ?
— Нет. Сейчас все играют по 68 матчей в регулярном чемпионате. Думаю, это моя самая большая цифра за сезон в карьере. В любом случае лучше играть, чем тренироваться (улыбается).
— По ряду публикаций в различных СМИ кажется, что в Словакии и Чехии жестко критикуют спортсменов, после 24 февраля оставшихся работать в нашей стране или связанных с ней турнирах, как КХЛ. И уж тем более недовольны теми, кто, как вы, перешел в нашу лигу после всех прошлогодних событий.
— Я газеты, журналы и интернет не читаю. Реально не читаю. Телевизор не смотрю — только Netflix (смеется). Поэтому не знаю, какие там настроения. Но друзья, которые мне написали… Только один из ста спросил: «Гуда, почему ты едешь в Россию или Казахстан, просто в КХЛ играть?» Но и он, и остальные в итоге поблагодарили за игру в «Спарте» и пожелали удачи в сезоне. Лично мне никто ничего плохого не сказал.
— А высказывания Доминика Гашека читали? Он требует выгнать русских из НХЛ, обвиняет руководство лиги за «пиар войны».
— Слышал об этом, да. Но это всё политика. Думаю, он просто хочет в парламент. Так что это всё — другая история.
— То есть все его выступления — это попытка сделать политическую карьеру?
— Да, да. Но знаете, я не политик. Я задал сам себе вопрос: «Изменит ли что-то то, что Гудачек играет в КХЛ?» Я просто играю в хоккей. Посмотрите, сколько болельщиков было на нашем матче с «Динамо» (2:3). Все пришли, все радуются. Это просто шоу для всех. Которое нужно, потому что я понимаю: жизнь тяжелая началась для всех. И в России, и у нас в Европе, где все цены повысились. Мы играем для людей, которые приходят на хоккей и наслаждаются игрой. Это всё, что мы можем сделать.
— В Европе намного цены повысились?
— Да-да-да.
— И в Словакии с Чехией тоже? Бензин на сколько стал дороже стоить?
— Не знаю точно, я уже почти год не был дома (смеется). Но то, что повысились, могу сказать однозначно. Еще когда в «Спарте» играл, это было заметно.
— Когда принимали решение подписать контракт с «Барысом», исходили из того, что это Казахстан, страна, которая не под санкциями, а не Россия или Белоруссия? Может быть, вас не трогают поэтому, хоть Астана и играет в КХЛ?
— Cкажу так: я очень рад, что в этой команде нахожусь. Мне очень понравилось всё в Астане и «Барысе». Но если было бы предложение из России — я бы поехал и туда. У меня было два-три предложения из КХЛ. И я выбрал «Барыс» не потому, что это Казахстан. А потому что посчитал это лучшим для меня вариантом со спортивной точки зрения.
— 30 апреля у вас истекает контракт с «Барысом». Если будет предложение из минского «Динамо» или российских клубов, политика не повлияет на ваше решение?
— На мое — нет.