Петля удава

Анатолий Бороненков, секретарь Генерального Совета Международной ассоциации профессиональных союзов: «Выступая на Пленарном заседании Российской энергетической недели, Владимир Путин сделал важное заявление: «Утраченный объем транзита по «Северным потокам» по дну Балтийского моря мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, природного газа в Европу через Турцию, создав здесь крупнейший газовый хаб для Европы, – если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры.

Данное предложение носит критически важный характер, который полностью меняет геоэкономические расклады как в Европе, так и на Ближнем Востоке. До 2022 года Россия рассчитывала превратить Германию в крупнейший в мире энергетический хаб, который распределяет энергоресурсы практически по всей Европе. Подобный замысел был выгоден как экономически, так и политически и для России, и для Германии.

Что касается нашей страны, здесь все понятно. Через поставки газа в Германию, Россия привязала бы немецкую экономику к российской. Это позволило бы иметь и политическое влияние. Выстраивать по-настоящему взаимовыгодные отношения с Берлином по широкому кругу вопросов. Германия же получала ценный ресурс и увеличила бы зависимость иных европейских государств от их распределения. Это окончательно сделало бы Берлин лидером Евросоюза. Первым среди равных. Влияние, которое получила бы Германия в ЕС, стало бы беспрецедентным.

Владимир Путин рассчитывал на здравый прагматизм немцев. Был уверен, что Германия не откажется от своего суверенитета и сохранит независимость. Однако произошла историческая аномалия. Впервые за историю немецкой цивилизации, Берлин отказался от своих национальных интересов, покорно и без сопротивления став марионеткой США. Такого, конечно, не ожидал никто. Но истории свойственно преподносить сюрпризы. Впрочем, идея создания газового хаба в Европе или на его краю не изжила себя. Теперь на эту роль рассматривается Турция.

Выгоды Турции очевидны. Это, как бы странно не звучало, получение рычага давления на Европу. Да, Турция имеет реальные перспективы впервые со времен Османской Империи хотя бы отчасти диктовать свои условия Европе. Дешевые (по мировым ценам) энергоносители сделают турецкую территорию привлекательной для размещения на ней производств. Все это укрепит суверенитет Анкары, окончательно выведет ее из западной орбиты и сделает сильным игроком даже не по региональным, а по мировым меркам.

Однако ключевой момент во всей этой истории заключается в том, что позволять (или не позволять) Турции получать такое влияние будет Россия. Любое обострение отношений будет означать перспективу отключения газа и, соответственно, резкой политической и экономической деградации Анкары.

Конечно, это не значит, что Турция станет нашей марионеткой. Да и России — это особо не надо. Однако влияние мы получим не меньшее. И, даже, большее, чем Турция.

Во-первых, будет нанесен сокрушительный удар по западной экономике. По экономике нашего врага. Многие предприятия реального сектора переедут в Турцию. А, значит, мы получим доступ к их продукции и технологиям. Таким образом мы ускорим процесс деиндустриализации Европы.

Во-вторых, мы увеличим влияние на Ближнем Востоке. С Турцией и так получается решать проблемы региона и находить компромисс. Теперь же по любому интересующему нас вопросу позиция Анкары будет менее принципиальной. Возможность отключения поставок газа и, следовательно, крах экономики и политической составляющей является куда менее приятной перспективой, чем, например, контроль над Идлибом.

В-третьих, мы создадим хорошие предпосылки для развития отечественной экономики. Это можно понять хотя бы на примере укрепления нашей национальной валюты. В настоящий момент осуществляется переход расчетов за газ на рубли. Таким образом, при увеличении объемов поставок увеличится трансграничная ликвидность рубля. Наша валюта станет более востребованной во вне и, соответственно, более стабильной и крепкой (не путать с номинальным курсом к доллару). Думаю, не нужно объяснять, какие от этого получит плюсы экономика.

Подобных аргументов «за» огромное количество. В общем, превращение Турции в крупнейший газовый хаб чрезвычайно выгодно обеим сторонам. Кстати, один маленький пустячок, о котором забывают европейские политики, когда с гордостью и уверенностью в завтрашнем дне говорят о том, что газохранилища в Европе заполнены на 90-98%. Дело в том, что от 25% до 30% газа в ПХГ является так называемым буферным объемом, необходимым для поддержания давления. Газ поступает в европейские трубы под естественным давлением. Когда же объем газа выходит на уровень буферных запасов, избыточное давление падает до ноля.

В продолжение данного материала: меняем Германию на Турцию.

Существует мнение, что Турция — хитрый «партнер», которому не стоит доверять. Полностью соглашусь. Правда, вывод из этого, как правило, делается в корне не верный. Якобы именно поэтому с Турцией вообще не нужно реализовывать такие масштабные проекты. Есть риск того, что обманут и кинут. Здесь я не соглашусь. Хитрые «партнеры» встречаются постоянно. Это абсолютно нормально. Особенно учитывая тот факт, в ближайшее время нам предстоит активизировать отношения с государствами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Но хитрый «партнер» отличается тем, что его действия можно просчитать. Ты понимаешь, где его можно задобрить, а где-то — надавить. Ты понимаешь, что определенную черту он не перейдет, так как ему это не выгодно. И понимаешь, на каких направлениях он может выстраивать отношения с твоими противниками.

Это не обезумевшая Европа, действия которой носят абсолютно иррациональный и непредсказуемый характер. Можно ли было еще несколько лет назад предсказать, что Евросоюз согласится на ускоренную деиндустриализацию, вводя против России абсолютно невыгодные для себя ограничения? Тех, кто оказался прав, было меньшинство.

Что касается выстраивания отношений с «хитрыми» партнерами, то лучшей гарантией и аргументом в дальнейших переговорах является усиление его зависимости от России. Газ, на котором будет выстраиваться благополучие Турции после создания хаба, будет наш. Из Азербайджана такой объем они поставить не в состоянии. Любой разворот Турции — и газ поступать перестанет. А, значит, начнется быстрое схлопывание экономики и, следовательно, политический кризис.

В завершение приведу яркий пример. Это Лукашенко. Помните, каким «хитрым» его считали до 2020 года? И было за что. Руки Москве он часто выкручивал. Но зависимость от России оказалась настолько сильной (и в политике, и в экономике), что вариантов у Лукашенко не оставалось. И сейчас Белоруссия ведет себя как настоящий союзник России. В решающий момент все старые обиды были забыты моментально».

Поделиться в социальных сетях