Читать iz.ru в
Прошлый сезон стал прорывным для полузащитника петербургского «Зенита» Данила Кругового. Он второй раз подряд стал чемпионом России, и именно это золото завоевал в качестве игрока основного состава. Кроме того, 24-летнего футболиста впервые вызвали в национальную сборную России. В интервью «Известиям» Круговой рассказал о том, как впервые в жизни на сборах ночует дома, кто создает атмосферу в команде после ухода Артема Дзюбы, что чувствовал, глядя на поражение сборной от Хорватии со скамейки запасных, и на какой позиции в «Зените» он видит Зелимхана Бакаева.
«Бакаев будет конкурировать с Малкомом»
— Ближайшая игра «Зенита» — 3 июля против сербской «Црвены Звезды». Впервые с февраля российская команда сыграет международный матч, пусть и товарищеский. Чего от него ждете?
— Битва чемпионов двух стран. Несмотря на статус товарищеского матча, думаю, получится хорошая игра. Будем рады видеть болельщиков в Сочи на стадионе «Фишт».
— Нынешняя предсезонная подготовка отличается от предыдущих?
— Особо ничего не поменялось. Разве что мы находимся дома, а не за границей. И это хорошо, что тренируемся на своих полях. Проблем с этим нет. Надо привыкать к тому, чего требует ситуация. Пока что так. Тренировочный процесс никак не меняется от этого. Работаем.
— Непривычно, что посреди сборов можете заехать домой, встретиться с близкими?
— У нас по две тренировки в день. Большую часть времени мы проводим на базе, толком домой не выезжаем, потому что необходимо восстановление, сон. После второй тренировки — да, можно найти время для общения с семьей.
— Даже перед контрольными матчами, если играете в Санкт-Петербурге, ночуете дома?
— Да, заезд с утра. Идет утренняя тренировка, а вечером играем. В сезоне мы тоже ночуем дома перед официальными играми. Собираемся утром перед матчами. Но это если идем на первом месте. Если на втором, то заезжаем на базу.
— А перед матчами Лиги чемпионов?
— В Лиге чемпионов игры поздние, поэтому ночуем дома и заезжаем с утра. Этого времени достаточно, чтобы настроиться и переключиться. Понятно, что перед играми никто не пойдет гулять и будет настраиваться на игру.
— Обычно такой свободный режим практикуют иностранные тренеры. Из российских кроме Сергея Семака кто-то так делает?
— При других тренерах в моей карьере мы всегда заезжали. Обычно накануне матча селились в гостиницу, оттуда уже на игру.
— Как в команде приняли Зелимхана Бакаева? Есть понимание, как его будут использовать в ваших схемах?
— Приняли его хорошо. Организовали тоннель. А как использовать — решать уже тренеру. Но, думаю, он будет справа в нападении конкурировать с Малкомом. Сейчас на тренировках его используют именно справа, как крайнего атакующего хавбека, поэтому он играет против меня. Слева или под нападающими его пока не ставят.
— Когда он был в «Спартаке», часто играли против него на фланге?
— Были такие моменты, например, в последнем матче против «Спартака» в мае, когда сыграли 1:1. Он вышел под меня. Мы оба тогда вышли на замену. В сборной на занятиях и двусторонках тоже соперничали: я в защите, он в нападении.
— Что можете в нем отметить?
— Хорошая левая нога, качественный футболист. Хорошо работает с мячом, подстраивается под мяч, работает корпусом. В борьбе принимает участие. «Зениту» он поможет. Всё у него будет хорошо.
«Теперь больше всех шутит Миша Кержаков»
— Как провели отпуск?
— Съездил в Турцию с семьей. Прилетели туда 26 мая, отдохнули дней десять. Там же отпраздновали мой день рождения, который был 28 мая. В общем, хорошо провел отпуск, с близкими. Спасибо им. Затем вернулся и начал тренироваться по индивидуальной программе со своим тренером.
— В одном из интервью три года назад вы говорили, что «девушки мешают футболу». С тех пор мнение изменилось?
— Это было давно. Я подрос. Понятно, что семью надо будет заводить. Это важно в жизни. У меня сейчас есть девушка. Так что поменял свое мнение. А то интервью трехлетней давности вообще не хочу вспоминать. Много лишнего тогда наговорил.
— В тот период были конкретные случаи, заставившие так сказать? Или абстрактно рассуждали?
— На том этапе в «Уфе» у меня совсем ничего не получалось. Я понял, что надо принимать решение, работать над собой. Тренироваться каждый день, следить за питанием. И на тот момент понял, что девушки мешали. Понял для себя, что главное — работа. И всё получилось. Сейчас появился близкий человек, который всегда рядом, всегда поддерживает, помогает.
— Собираетесь оформлять отношения официально?
— Время придет (смеется).
— После ухода из «Зенита» Артема Дзюбы кто-то берет на себя его роль в плане бесконечных шуток в отношении остальной команды?
— Конкретно эту роль никто не берет. Кто-то подшучивает, без этого никак. Но атмосфера в команде рабочая. Все работают, доказывают, потому что идут сборы, надо набирать форму, выходить на свой уровень, чтобы Сергей Богданович потом давал возможность играть. Шутки есть, но все концентрируются на работе.
— И кто больше всех шутит?
— Миша Кержаков.
— От Дзюбы конкретно вам часто доставалось по части приколов?
— Конечно, без этого никак. Мне кажется, в команде нет человека, которого бы не касались шутки Артема.
— За счет чего прошлый сезон у вас получился таким успешным?
— За счет работы. Я давно к этому шел, тренировался. Сергей Богданович дал мне шанс, я смог им воспользоваться. У меня пошла игра, я стал больше брать ответственность на себя, больше взаимодействовать с партнерами, награждать их передачами.
— Какой момент стал переломным?
— Был хороший матч со «Спартаком», когда мы разгромили его 7:1. Я тогда удачно вышел на замену вместо получившего травму Дугласа. Но мне кажется, больше сыграл свою роль ответный выездной матч с «Бетисом» в Лиге Европы. Тогда я начал играть в основе, сыграли на выезде 0:0. После этой игры я почувствовал себя увереннее, выдал отрезок из восьми матчей в стартовом составе.
— Как раз в тот период уезжал Ярослав Ракицкий.
— Скорее всего, это был ключевой момент для меня. Когда уехал Ракицкий, у нас не было центрального защитника, и Дугласа перевели в центр, а меня поставили на его место. Если бы Ракицкий не уехал, то, возможно, у меня не было бы такой серии этой весной. Хотя, когда я вышел против «Бетиса» дома в первом матче (2:3), Ярик еще играл. И я как раз заменил его в перерыве. Мне удалось хорошо сыграть, агрессивно. Поэтому, может быть, я бы и при Ракицком смог завоевать место в основе. Сейчас уже не узнаешь.
В любом случае, когда он не вышел на поле в выездном матче с «Бетисом», меня поставили вместе с Дугласом. Мы сыграли хорошо, не пропустили гол, могли забить. Считаю, что я неплохо действовал против Эктора Бельерина на своем фланге.
— Кто из всех европейских соперников произвел на вас наибольшее впечатление?
— Наверное, когда играли против «Ювентуса». Я сыграл немного минут, но чувствовалось, что там очень качественные футболисты.
«Над подачами с фланга надо работать»
— По числу передач на чужой половине поля вы уступаете в РПЛ только Клаудиньо, Кристиану Нобоа и Дугласу. Для крайнего защитника это очень продуктивно. И точность этих передач у вас одна из лучших в лиге.
— Это неудивительно, поскольку «Зенит» играет большую часть времени на чужой половине поля. В последнее время мы часто развиваем атаки через левый фланг, где взаимодействуем Дуглас, Клаудиньо, Мост (Андрей Мостовой. — «Известия») и я. Отсюда и такая точность передач. А вот с передачами в штрафную площадь у меня проблемы.
— Раньше было лучше?
— Не лучше. Просто надо над этим работать. Хорошо получаются прострелы. А именно подачи с фланга оставляют желать лучшего. Будем работать над этим. Надеюсь прибавить в предстоящем сезоне в этом компоненте.
— Без Дзюбы и Сердара Азмуна такие подачи, наверное, придется делать по-другому?
— Особой разницы нет. Нужны открывания, чтобы находить, кому делать передачу.
— Вы сказали о владении мячом на чужой половине поля. С учетом превосходства «Зенита» по составу в РПЛ это понятно, а в еврокубках тренерский штаб требовал того же?
— Конечно, структура игры не должна меняться. И Сергей Богданович требует от нас одних и тех же вещей. Считаю, когда играли с «Бетисом», то у нас получалось. На мой вкус, это одна из наших лучших игр. Для меня точно самая лучшая. Провел полный матч, сыграл и в атаке, и в обороне. Взаимодействовали хорошо, играли в свой футбол.
— Когда наши команды вернутся в еврокубки после нынешнего бана, им долго придется вновь привыкать к тамошним скоростям, плотности?
— Думаю, привыкать не придется. Не нужно расстраиваться, потому что мы профессионалы. Нужно играть там, где есть возможность. Есть шанс прибавить в качестве игрока даже в чемпионате России. В моем возрасте главное — играть.
— Нужен ли вам плотный календарь, как был при еврокубках? Чем заполнять календарную пустоту?
— Считаю, да, пусть будет много игр. Тот же Кубок РПЛ, который могут организовать. Понятно, что играть будем только против российских команд, но пока выбора нет. Плотный график не страшен и с учетом того, что зимой запланирована большая пауза в чемпионате России. В ноябре и декабре, во время чемпионата мира в Катаре, матчей национального первенства не будет.
— Четыре своих чемпионства при Семаке «Зенит» выигрывает с большим запасом, за два-четыре тура до конца. Часто команда выходит на поле с мыслью, что ее не остановить?
— Понятно, что нам говорят о концентрации перед каждым матчем. Конечно, случаются моменты, когда у тебя отрыв очков шесть, и ты начинаешь играть вничью или проигрывать тогда, когда был обязан выигрывать. Переживаем по этому поводу. Надеюсь, в следующем сезоне таких матчей будет гораздо меньше. Будем отдаваться по максимуму в каждом матче.
«Просыпаюсь и думаю: «Господи, что я сделал!»
— В марте началась массовая миграция спортсменов из Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией) в Telegram. Вы свой канал ведете очень активно.
— По настроению. Мне нравится выкладывать что-то в Telegram. Это легче и ближе к болельщикам. Комментарии у меня открыты, они всегда пишут. Я стараюсь иногда отвечать.
— Андрей Мостовой говорил, что отписался от вашего канала, потому что вы всех заспамили постами.
— В тот момент мы были в сборной. И там случилась ситуация, когда я попросил администратора, который вел канал, организовать конкурс: кто пришлет лучшее 15-секундное видео — получит мяч с моим автографом. И там такой спам был! Я с утра просыпаюсь — 50 видео сообщений в «телеге». Думаю: «Господи, что я сделал!» (смеется). После этого перестал делать всякие эти конкурсы. Сейчас просто выкладываю посты про свою жизнь и футбол.
— В ноябре вы впервые попали в заявку сборной России на матч. Сильно огорчает, что в этом году могли выходить в основе сборной, а из-за отстранения нашей страны всё это откладывается?
— Не расстраиваюсь. Еще будет возможность доказать и показать себя в сборной России.
— Нужны ли сейчас вызовы в сборную России по типу мартовского сбора или товарищеской игры с молодежкой?
— Возможно, нужны, чтобы не забывать друг друга, отрабатывать взаимодействия. Понятно, что матчей нет. Вот сыграли с молодежкой. Неплохо потренировались неделю.
— Ваше первое попадание в заявку — это матч с Хорватией (0:1), в котором мы проиграли в концовке и не вышли напрямую на ЧМ. Как смотрелось всё со скамейки?
— Огненный матч. Мне очень понравилось, потому что погода была еще такая — боевая, футбольная. Дождь шел. Желание выйти на поле и помочь команде было огромным. Не удалось, но я не расстроился, потому что это был первый вызов в сборную, знакомство с командой, с тренером. Дальше, когда в марте последовал второй вызов, стало намного легче. Я уже прошел адаптацию.
— В Хорватии Россия отбивалась весь матч, пропустила обидный автогол от Федора Кудряшова в концовке. Со стороны тяжелее на это смотреть, чем когда ты находишься на поле?
— Да, ты сидишь, нервничаешь, переживаешь. Тебе еще холодно, дует ветер. Желание было выскочить на поле. Жаль, что нельзя было попросить замену (смеется).
— Общались с Кудряшовым после того автогола?
— По поводу автогола я с ним не разговаривал. Не стал его трогать. Понятно, что поддержка нужна, но в таких случаях лучше всегда остаться наедине с собой.
— Вы видели со скамейки момент незадолго до автогола, когда Федор получил травму?
— Я видел, что у него дернулась мышца. Что он лег, а потом зачем-то встал. Видимо, хотел доиграть эпизод до конца, потому что вряд ли бы судьи свистнули остановку игры из-за его повреждения. И поэтому получился такой неприятный момент, хотя могли продержаться.
— К тому моменту замены уже были израсходованы, но, пока они оставались, главный тренер сборной Валерий Карпин не говорил вам разминаться, что возможен выход на поле вместо Кудряшова?
— Разминаться не требовали. У меня до матча была надежда, что могу выйти на замену. Тем более в предыдущем матче с Кипром получил травму Сергей Терехов. Но было понятно, что начнет Федя. Потому что опытный игрок и такой важный матч.
— Вы упомянули погоду. Было чувство, что с такой погодой мы должны отзащищаться и нам может помешать лишь случайность?
— Да, могли. Если бы еще играли в свой футбол, а не выбивали мячи в пустоту. Всё это психология.
— Кто для вас эталон крайнего защитника в мировом футболе?
— Марсело.
— Видели, как он сейчас прощался с мадридским «Реалом», из которого ушел после 15 лет в клубе?
— Да. А еще видел новость, что он может оказаться в РПЛ. Наверно, это шутка была, что им интересуются «Зенит», ЦСКА, «Сочи», «Нижний Новгород».
— Испугались потенциального конкурента на своей позиции?
— Если такого конкурента, то я только за.