На масштабной выставке «Пионерки. Художницы в Париже в безумные годы» представлены работы 50 авангардисток со всего мира. В экспозиции — картины, скульптуры, графика, фотографии, книги, видео, ткани, бижутерия и даже театральные куклы — марионетки. Среди художниц — Наталья Гончарова, Мария Васильева, Соня Терк-Делоне и другие, рассказали «Известиям» знатоки экспозиции.
«В 1920-е годы Париж превратился в столицу мирового искусства. Молодые женщины с пионерским задором заявили о себе во всех новаторских течениях — ар-деко, абстракционизме, кубизме, фовизме, футуризме, сюрреализме, дадаизме», — рассказывает «Известиям» куратор экспозиции итальянский искусствовед Лючия Песапане.
В первых рядах пионерского интернационала шагали выходцы из России, большинство перебрались во Францию еще до Октябрьской революции.
«Одной из главных «пионерок» на берегах Сены была Наталья Гончарова. Наделенная разнообразными талантами: живописец, скульптор, сценограф, иллюстратор, она находилась в постоянном поиске — шла от импрессионизма к кубизму, неопримитивизму и футуризму», — делится Песапане.
«Пионерки» писали обнаженную натуру, в том числе и автопортреты — экспрессивные, чувственные, томные, вызывающе откровенные, порой с лесбийскими мотивами.
Тамара Лемпицкая (Мария Борисовна Гурвич-Гурская) уже тогда прославилась своими эффектными ню, в том числе «Прекрасной Рафаэлой» и «Двумя подругами», которые экспонируются в Люксембургском музее.
«Бывшая одесситка Соня Терк-Делоне сыграла роль предтечи абстрактного искусства», — рассказала «Известиям» ее биограф, историк искусства Софи Шово.
По ее словам, она изобрела «орфизм», одну из форм абстракции, основанную на цветовых контрастах и ритмах, которые придают изображению ощущение движения.
Выставка «Пионерки. Художницы в Париже в безумные годы» открыта в Люксембургском музее до 10 июля 2022 года.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»: