Zenden Group под прицелом ФНС. За что?

Дело обувного холдинга на 876 млн. рублей вернули в первую инстанцию

В Арбитражном суде Владимирской области 17 февраля состоится рассмотрение иска ООО «Дом одежды» (ред. входит в орбиту ГК Zenden) к Межрайонной инспекции ФНС №13. Все дело в том, что компания уже седьмой год пытается оспорить налоговые доначисления  — 876 млн. рублей. Как утверждает ведомство, эти деньги бизнес не доплатил государству. В случае поражения в судебном процессе может привести к банкротству Zenden Group. Андрей Павлов основатель компании уверен, что силовики ведут против ООО «Дом Одежды» войну. Их цель — уничтожить бренд и коммерческую структуру. Наши коллеги, журналисты Блокнот.ру исследовали резонансное дело Zenden и пытались восстановить хронологию событий, направленные на уничтожение успешного предприятия.

С чего начался конфликт

Многочисленные трения с чиновниками – причина конфронтации между предпринимателем и силовиками. Так считает бизнесмен. Андрей Павлов — меценат. Он долгое время спонсирует создание детских и юношеских военно-патриотических клубов. Проводит для ребят соревнования, занимается ремонтом школы, и что очень важно — помогает ветеранам. По словам предпринимателя, он всегда требует от подрядчиков делать свою работу на совесть, однако чиновники торопят: мол, нечего придираться и так сойдет.

Бизнесмен вспомнил еще один неприятный случай, связанный со строительством военно-патриотического лагеря в Новгородской области. Он, кстати, тоже создавался при поддержке Андрея Павлова. Однако спустя какое-то время чиновники решили продать все земельные участки вокруг спортивного объекта. В результате ребята оказались окруженными частными владениями. Бизнесмен был не согласен с их решением. После чего не смог найти контакт с органами местной власти.

Первый звонок

Шесть лет назад Андрей Павлов получил первый удар по бизнесу. Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №13 по Владимирской области провела выездную проверку ООО «Дом Одежды». Они изучали документы за 2013–2015 годы. Ведомство решило, что 22 индивидуальных предпринимателя, которым компания продавала свои товары как оптовикам, контролировались лично Павловым. А действия налоговиков можно назвать нонсенсом. Например, во время разбирательства они демонстрировали фотографии, на которых Андрей Павлов и другой известный бизнесмен Сергей Галетов вместе отправились на отдых. Якобы этот факт доказывает, что Андрей Павлов оказывал влияние на партнера по бизнесу. Поэтому, не исключено, что контролировал и других предпринимателей, которые используют бренд Zenden.

Претензии

Стоит отметить, что с ООО «Дом Одежды» сотрудничают 350 предпринимателей. Однако обращения в «дроблении» бизнеса якобы с целью налоговой оптимизации предъявили 22 ИП. Сложилось такое впечатление, что налоговики отобрали самых крупных, возможно, чтобы максимально надавить и задавить доначислениями.

Защита

Юристы, представляющие интересы Zenden, уверены, что в реальности налоговики проверили деятельность лишь 7 ИП. Причем те компании, где руководители связаны родственными или дружественными отношениями с учредителем ООО «Дом Одежды» Андреем Павловым. Но выводы сделали в отношении 22 бизнесменов. Налоговики объединили их доход и доход основателя Zenden. А разве эти действия можно назвать законными?

Партнер ГК «АудитКонсалтингГрупп» Олег Давыдов, защищающий интересы ООО «Дом Одежды» заявил, что при рассмотрении кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа не установил, что судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, являющиеся основанием отмены решения. Он ссылается на часть 1 статьи 288 АПК РФ.

По его словам, в кассационной инстанции дело рассматривалось на протяжении трех заседаний. ФНС не смогла указать, какая норма права нарушена судами первой и апелляционной инстанции при вынесении решения. К тому же, его доводы были направлены на исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установили суды первой и апелляционной инстанций.

Олег Давыдов подчеркнул, что при рассмотрении в первой инстанции налоговая служба не заявляла о снижении налоговой нагрузки

— Тогда речь шла о незаконном обналичивании и возврате выручки ИП, но доказать это ответчику не удалось. Поэтому эти доводы инспекции, вопреки утверждению Суда округа, физически не могли быть рассмотрены судом первой инстанции. При этом суды рассматривали вопрос о динамике показателей деятельности общества и уплаченных налогов и установили, что в действительности они выросли, в ряде случаев более чем на 750%, — добавил защитник.

 Верховный суд

В январе 2022 года юристы  ООО «Дом Одежды» пытались оспорить претензии налоговиков в Верховном суде РФ. Однако 14 января Судебная коллегия по экономическим спорам ВС, ссылаясь на отсутствие судьи Татьяны Завьяловой, заменила ее на Анатолия Першутова. Он после ознакомления изложенных жалоб и доводов не нашел оснований для передачи дела Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Юристы ООО «Дом Одежды» уверены, что, возвращая дело в первую инстанцию, этот процесс затягивается только еще больше и мешает добиться правовой определенности.

Заступились за бизнес

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, один из первых, кто сразу же поддержал Андрея Павлова и коллектив Zenden Group. Бизнес-омбудсмен направил в адрес Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева письмо, в котором настаивает на объективном рассмотрении искового заявления ООО «Дом Одежды» в адрес ФНС.

Кроме того на стороне Zenden Group председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов и депутат Госдумы Алексей Чепа. Парламентарии обратились к Вячеславу Лебедеву. Они считают, что давление со стороны ФНС на лидера обувного рынка России выходит за рамки разумного.

 Zenden — не единственная структура, попавшая «под пресс» различных ведомств. Это и «Юничел», и «Паоло Конте», инициатором банкротства которого выступил Сбербанк, и «Обувь России», допустившая в начале февраля дефолт. Также среди обувных компаний оказались «Ральф Рингер». Владельцы этого бизнеса тоже столкнулись с доначислениями налогов на фантастическую сумму — 3,8 млрд. рублей. Не очень хорошо дела идут у и Франческо Донни, Монро. Основатели обувных компаний бьют тревогу. По их словам, сегодня вопрос стоит не только в сохранении рабочих мест, но еще и в том, чтобы спасти национальный бизнес.

Что дальше?

Почему силовики и ФНС не замечают магазины, торгующие подделками. Таким вопросом задался Андрей Павлов.

— Или мы хотим вернуться в 90-е годы, когда рынок был отдан иностранцам и теневым компаниям? Сегодня все российские обувные фабрики и бренды «под статьей». В то время когда страна завалена контрабандой и контрафактом. Сотни тысяч торговых точек,  которыми управляют выходцы из Средней Азии ушли «в тень». Надо признать, что сегодня в нашей стране вновь стала острой проблема преследования предпринимателей. К сожалению, наблюдавшаяся в последнее время тенденция по сокращению количества уголовных дел по экономическим статьям прекратилась. В 2021 году их число выросло на 9%, как и увеличилось число подследственных в тюрьмах. Кажется, для предпринимателей наступило время «тихого» ГУЛАГа, — отметил Андрей Павлов.

Поделиться в социальных сетях