Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал»

Суд по иску прокуратуры ликвидировал правозащитный центр «Мемориал». Формально претензии были связаны с нарушениями закона об иноагентах, но прокурор в прениях обвинил «Мемориал» в поддержке протестов и критике судебной системы

Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал»

Мосгорсуд удовлетворил иск прокуратуры Москвы о ликвидации правозащитного центра «Мемориал» (признан иноагентом). Такое решение вынес судья Михаил Казаков.

Накануне Верховный суд по требованию Генпрокуратуры ликвидировалмеждународный «Мемориал» (также признан иноагентом)— историко-просветительское общество, которое с 1987 года занималось изучением репрессий советского времени.

Поддержка протестов и списки политзаключенных

Иски прокуратуры о ликвидации обеих организаций формально были основаны на небезупречном исполнении законодательства об иноагентах в части требования ставить соответствующую маркировку на материалы. Так, международный «Мемориал» за публикацию статей и справок без плашки иноагента оштрафовали за несколько лет на 2,9 млн руб.

Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал»

Video

Представители «Мемориала» в обоих процессах указывали, что стараются исполнять все требования государства, хоть и не согласны с ними. Но это не всегда возможно, потому что требования к маркировке четко не установлены, а трактовка закона со стороны госорганов с течением времени непредсказуемо меняется, говорили юристы.

Но, выступая в прениях сторон по делу правозащитного центра «Мемориал» 29 декабря прокурор Дмитрий Сухоруков, в частности, указал, что организация поддерживала несанкционированные акции протеста, направленные, по его словам, «на дестабилизацию страны». Практика «Мемориала» по формированию списков политзаключенных (часть которых обвиняются, например, в шпионаже), по мнению Сухорукова, направлена на создание «негативного восприятия судебной системы России».

В качестве аргумента в пользу закрытия «Мемориала» прокурор также упомянул, что организация сотрудничала с проектом «ОВД-Инфо», который признан иноагентом. Адвокат Михаил Бирюков на это ответил, что этот проект помог тысячам россиян получить гарантированную Конституцией квалифицированную юридическую помощь.

Прокурор упомянул, что «Мемориал» критиковал решение Верховного суда о признании террористическим исламского движения «Хизб ут-Тахрир» и признании экстремистскими организаций «Свидетелей Иеговы» (обе запрещены в России).

По заказу ведомства специалисты из АНО «Центр социокультурных экспертиз» Наталия Крюкова и Александр Тарасов провели психолого-лингвистическую экспертизу материалов «Мемориала» и пришли к выводу, что они создают мнение о допустимости терроризма и экстремизма. Представители «Мемориала» ранее указывали, что авторы этой экспертизы не имеют ни психологического, ни лингвистического образования, а часть справки скопирована с сайта готовых рефератов для студентов. Сухоруков назвал эти доводы «попыткой дискредитировать» исследование.

Правозащитный центр «Мемориал» «демонстрирует устойчивое пренебрежение к Конституции и законам, нарушает права граждан и право на доступ к информации»,заявлял представитель истца.

«Вы пытаетесь разбить сигнальную лампочку»

«Я благодарен представителям прокуратуры, что они явно изложили истинные мотивы претензий к нам. Маркировка или ее отсутствие— это лишь повод, предлог»,— возражал в прениях глава совета ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов. По его мнению, прокуратура, закрывая организацию, добивалась ограничения доступа россиян к информации о практике политического преследования. Репрессии являются «одним из системных факторов» российской политики, хоть и «не самым эффективным способом государственного управления», и ликвидация «Мемориала» только подтверждает этот тезис, считает Черкасов.

«Вы, государство, пытаетесь разбить красную мигающую лампочку, которая сигнализирует, что что-то не так, а не решить саму проблему»,— заявил глава совета «Мемориала», подчеркнув, что даже в случае его ликвидации интерес и внимание граждан к проблеме репрессий не исчезнут. Аргументы прокуратуры и то, как далеко она в прениях сторон вышла за пределы исковых требований, подтверждают, что процесс носит «ярко выраженный политический характер», считает адвокат Мария Эйсмонт.

Претензии прокуратуры к «Мемориалу» «точь-в-точь повторяют обвинения в отношении советских диссидентов», заявил юрист организации Григорий Вайпан, процитировав несколько фраз из приговора правозащитнику Сергею Ковалеву, вынесенного в 1975 году (Ковалев впоследствии стал первым уполномоченным по правам человека в России, депутатом Госдумы и председателем международного «Мемориала»).

На первом заседании суда по делу о ликвидации ПЦ «Мемориал» прокурор упоминал, что его материалы без иноагентской маркировки опасны в том числе тем, что могут вызвать у граждан «депрессивное состояние» и негативно повлиять на «духовное и нравственное развитие несовершеннолетних». «Таких фактов, чтобы кто-то прочитал [справки «Мемориала»] и пошел совершил экстремистское или террористическое преступление, нет, но такое может произойти», — заявил Сухоруков, развивая мысль об опасности этих материалов.

Депрессию вызывает не отсутствие маркировки на материалах иноагентов, а то, что прокуратура считает возможным использовать в качестве доказательства в суде материалы, подобные экспертному заключению Крюковой и Тарасова, иронизировала юрист «Мемориала» Наталья Морозова. Адвокат Илья Новиков назвал само появление такого документа свидетельством «катастрофы» в судебной лингвистике и опасных тенденций в отношении государства к науке.

Как развивалось дело «Мемориала»

Прокуратура потребовала ликвидировать ПЦ «Мемориал» и международный «Мемориал» в середине ноября. 28 декабря Верховный суд слушал иск о ликвидации международного «Мемориала»; во время прений сторон представитель Генпрокуратуры Алексей Жафяров утверждал, что организация «спекулирует на теме политических репрессий, искажает историческую память, в том числе о Великой Отечественной войне, и создает лживый образ СССР как террористического государства», а также под видом восстановления исторической памяти пытается «реабилитировать нацистских преступников и изменников родины». За это, по мнению Жафярова, «кто-то платит».

Петиция в поддержку организаций «Мемориала» на Change.org набрала более 139 тыс. подписей. С открытыми письмами против преследования «Мемориала» выступили 62 академика и члена-корреспондента Российской академии наук и более 300 российских и зарубежных деятелей культуры, включая актера и писателя Стивена Фрая и драматурга Тома Стоппарда. Лауреаты Нобелевской премии мира Михаил Горбачев и Дмитрий Муратов призывали прокуратуру отказаться от исков, а писательница Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Государственной премии в знак протеста против ликвидации «Мемориала».

Решение о ликвидации международного «Мемориала» назвал незаконным экс-председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, а руководитель комиссии СПЧ по политическим свободам и гражданской активности Николай Сванидзе и бывший уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовали его как «позорное». Прекратить преследование «Мемориала» требовали официальный представитель американского Госдепартамента Нед Прайс и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал»

Маргарита Алехина Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал»

Источник: www.rbc.ru

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий