Эрмитаж открыл виртуальную выставку NFT-искусства

«Незримый эфир» – так называется выставка, которую могут посетить даже те, кто сейчас не находится в Петербурге. 


Выставка — это не первый опыт Эрмитажа зайти в пространство NFT-искусства, то есть картин, созданных, как и биткоин, с помощью технологии блокчейна. Летом-осенью 2021 года музей продал на криптобирже Binance цифровые копии своих картин. Открывая «Незримый эфир», директор Эрмитажа Михаил Пиотровский признал, что это был непростой опыт.

«Мы продали несколько уникальных репродукций на аукционе. А также столкнулись с теми проблемами, которые для нормальных людей создает криптопространство и криптовалюты, потому что [можно продать что-то], а получить деньги обратно — трудно», — сказал он на церемонии.

В августе Эрмитаж выставил на криптовалютной бирже Binance копии пяти картин — Леонардо да Винчи, Джорджоне, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского и Клода Моне. Все копии были подписаны Михаилом Пиотровским и привлекли криптоколлекционеров: в сумме музей выручил на аукционе почти 450 тысяч долларов, сообщается на сайте Эрмитажа.

Одна из крупнейших криптобирж мира, на которой осуществляется торговля предметами NFT-искусства, называется Binance.

В мае 2021 года за копию работы Микеланджело выручили 170 тысяч долларов. Выставила на продажу эту NFT-копию итальянская галерея Уффици. Поэтому Эрмитаж называть первопроходцем в проведении подобных выставок нельзя, однако можно с уверенностью сказать, что мы стоим на пороге новой эры в искусстве.

Цифровые шедевры Эрмитажа тоже продавались не за обычные деньги, а за BUSD — это криптовалюта, выпущенная биржей Binance и привязанная к доллару. Криптовалюты, курс которых зависит от традиционных активов, вроде доллара, считаются более надежными в плане вложений и даже имеют собственное название — stablecoin (от английского «стабильная монета»).

Однако, не стоит игнорировать и тот факт, что в России проводить сделки с криптовалютой, в легальном поле, всё ещё довольно сложно. В январе 2021 года вступил в силу федеральный закон «О цифровых финансовых активах», в котором четко указано, что в России запрещается прием цифровой валюты за товары или услуги. Поэтому Эрмитаж прибег к помощи посредника, в конце июля 2021 года музей опубликовал на сайте госзакупок извещение о выборе агента, который взял на себя весь процесс по выпуску и реализации цифровых картин. В том числе — и правовые вопросы, за это агент получил вознаграждение в 1млн. рублей.

Благодаря тому, что посредник взял на себя все вопросы по переводу токенов в рубли, через иностранные банки – можно считать, что сделка легальна на территории РФ. Но становится понятно, почему Михаил Пиотровский на открытии «Незримого эфира» не лукавил, когда жаловался, как трудно было получить деньги от продажи NFT-картин.

«Реализация самим Эрмитажем NF-токенов на маркетплейсе в условиях существующего российского законодательства организационно невозможна. Российская Федерация не является страной с позитивным регулированием блокчейна, соответственно, на Государственный Эрмитаж распространяются все возможные ограничения в этой сфере, и музей по определению не может получать, а также просто иметь на своем счету токены, на которые обменивается NFT на аукционе», — прокомментировала начальник юридической службы музея Марина Цыгулева.

Опыты с NFT-рынком Эрмитаж продолжит. Недавно музей заключил с тем же агентом, который уже помогал осуществить сделки по продаже NFT-картин, новый договор на реализацию NFT — теперь уже сроком на год и предельной суммой вознаграждения до 15 млн рублей.

Поделиться в социальных сетях