Режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Ю Несбё пишет про Виктора Пелевина, женщины-режиссеры становятся объектами исследования, а российские попсовики перестают стесняться. В нашей подборке сентябрьских книжных новинок есть и художественная проза, и документальные исследования, и даже фотоальбом, «скрещенный» с изданием пьесы. «Известия» рассказывают, что интересного можно найти под обложками этих релизов.

«Ревность» и другие истории»

Ю Несбё

Главный скандинавский детективщик всё еще отдыхает от своего Шерлока — гениального, но пьющего сыщика Харри Холе, героя 12 мировых бестселлеров, один из которых не так давно превратился в триллер «Снеговик» с Майклом Фассбендером. Несбё взял перерыв и в отношениях с крупной формой: его новая книга — это сборник малой прозы. Если точнее, это шесть рассказов и одна крупная повесть, чье название вынесено на обложку и задает сквозную тему. Ревность — вот главная героиня этого 300-страничного тома. Многоликая, жестокая, часто кровавая, потому что помимо любви опасно граничит еще и с завистью, и с местью. Да, для Харри Холе места на этих страницах не нашлось, но многие новеллы — в лучших традициях цикла.

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Ревность — вечна, а вот книга — умышленно актуальная, написана про «здесь и сейчас», причем нельзя сказать, что автор как-то нарочито углубляется в текущую повестку. В жанровые новеллы органично вплетены горячие темы последних лет — греческий экономический кризис и харассмент на рабочем месте, проблема адаптации беженцев в Евросоюзе и антиэлитистская критика монстров капитализма. Среди прочего, есть история и про писателя-затворника (Несбё бывал в России — может, слышал про Пелевина?).

Тексты разнообразны, но, как часто бывает, неравноценны в плане детективной интриги. Финальный твист удивляет лишь в двух-трех случаях из семи, однако каждое произведение успешно поиграет на нервах и нет-нет да и заставит хотя бы на минуту пожалеть очередного ревнивца.

«Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991–2021»

Редактор-составитель: Александр Горбачев

Название сборнику подсказали слова из «Стыцамэна» Ивана Дорна, хита 10-летней давности, который, как кристально ясно сегодня, стал вехой в русскоязычной поп-музыке. Закономерно, что интервью с Дорном занимает идеологически важное место в этой уникальной книге — 1000-страничной (!) истории постсоветской эстрады начиная с дуэта «Кар-Мэн» и до YouTube-феномена Моргенштерна. Большое значение имеет то, что всё рассказано от первого лица: редакторские подводки к каждой песне (про контекст появления и роль в истории) занимают, как правило, несколько абзацев, а вот прямая речь авторов-создателей — страницы.

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Причем авторов в широком смысле. Здесь говорят и исполнители, и композиторы-поэты, и продюсеры, и режиссеры музыкального видео — от пионера отечественного клипмейкерства Михаила Хлебородова до Алины Пязок (Little Big). Говорят все — и нередко друг другу противоречат. «Эту песню мы писали во время путча», — утверждает продюсер группы «Мальчишник» Алексей Адамов. «Ничего подобного, писали зимой», — спорит Дельфин. Порой история конкретного трека становится поводом для обстоятельного разговора о карьере и личной профессиональной философии. Например, Михаил Шуфутинский успевает рассказать не только о песне-меме «3 сентября», эмиграции и триумфальном возвращении, но и о пентатонике, Каунте Бейси и истоках русского шансона.

Единственное, что смущает, но и то совсем чуть-чуть, — сам редактор и инициатор проекта, музыкальный журналист Александр Горбачев будто бы соглашается с Дорном с огромным усилием и немного своей затеи стесняется, несмотря на призыв «не надо стесняться». Он долго объясняет во введении, почему о поп-музыке нужно говорить без высокомерия, и при этом навязчиво повторяет слово «здешний» — «здешняя эстрада», «здешняя музыка». Книга, впрочем, всё расставляет по местам. Просто эстрада, просто музыка. Зачастую — очень хорошая.

«Кинорежиссерки в современном мире»

Анжелика Артюх

Женщин-режиссеров с каждым годом становится всё больше. А вот есть ли женское кино? И если да, то чем оно отличается от «мужского»? В своей книге доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Анжелика Артюх пытается рассказать и о конкретных персоналиях, и в целом о феномене «женского кино», причем не только на зарубежном материале. Да, в монографии есть главки и о Софии Копполе, и о Кэтрин Бигелоу, и о менее известных фестивальных именах (автор несколько лет собирает программу «Время женщин» для Московского кинофестиваля), но наибольший интерес, конечно, представляют портреты российских женщин-режиссеров — Анны Меликян, Оксаны Бычковой, Валерии Гай Германики, Ренаты Литвиновой.

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Эта книга обречена на споры и даже на откровенный скепсис — уж слишком много здесь эксцентричных заявлений (чего стоит упрек в адрес жюри «Кинотавра», которое-де пренебрегает социологией и до сих пор руководствуется «размытыми критериями «искусства»), а многие выкладки грешат социологизаторством — траектории фильмографий объясняются через социально-экономические перипетии класса, который будто бы представляют режиссеры. И, тем не менее, эта книга — важный прецедент: проблемы, не покидавшие ранее пределов публицистики, стали вызывать академический интерес.

В приложении — интересные результаты исследования социолога Ксении Леонтьевой о гендерном составе российской киноиндустрии. В частности, из него можно узнать, что в России женщин-режиссеров — 16% от общего числа плюс еще 4% смешанных команд.

«Северный ветер»

Рената Литвинова, Гоша Рубчинский

Сначала «Северный ветер» был спектаклем в МХТ им. А. П.Чехова, затем — фильмом, а теперь пришло время одноименных выставки и книги. Партнер Ренаты Литвиновой Гоша Рубчинский выступил здесь в качестве фотографа, а сама Рената стала моделью (единственной!) и «худруком» всего проекта. Монохромные квазивинтажные снимки — некоторые сделаны на «Полароид», а некоторые ассоциируются с дагеротипами XIX века — можно увидеть в оригинальном формате в галерее «Триумф», а можно — в изысканном издании-альбоме.

Важно, что визуальный материал дополнен полным текстом пьесы Литвиновой: мини-брошюра вложена в кармашек на внутренней стороне твердой обложки. Таким образом, новый альбом становится не просто фотобуком, но и публикацией драматургии, продолжающей линию сборника «Обладать и принадлежать», который есть, пожалуй, в библиотеке каждого поклонника Ренаты.

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Что же касается работ Рубчинского, то в них чувствуется перекличка с утонченной декадентской эстетикой Рустама Хамдамова, у которого Рената снялась в «Бриллиантах» и «Вокальных параллелях». А некоторые кадры — явный оммаж золотому веку Голливуда. Но в конечном счете это — слепок художественного мира самой Литвиновой, который и сформировался под влиянием всех этих не самых плохих, надо сказать, образцов.

«Александра Новоженова. Коробка с карандашами: тексты, рисунки, дизайн»

Составители: Глеб Напреенко, Валентин Дьяконов, Арсений Жиляев

Искусствоведы и критики, в отличие от художников и писателей, нечасто удостаиваются посмертных изданий своего творчества. Известный арт-обозреватель 2010-х Александра Новоженова стала исключением, причем за подготовку мемориального сборника взялись не только ее коллеги по ремеслу, но и один из ведущих художников поколения 30-летних Арсений Жиляев. Он предложил идею оформления в виде коробки с брошюрами, объединяющими тексты на схожие темы. Ему же принадлежит предисловие к тетради «Коллективное художественное производство и социология искусства», и это — выразительный портрет человека, который был не только наблюдателем, но и активным участником арт-процесса.

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Тексты Александры Новоженовой, впрочем, ценны и сами по себе. Это яркие, подчас весьма субъективные эссе, балансирующие между серьезным академическим искусствознанием и массовой публицистикой. Вдобавок автор рассматривает любое творчество в широком контексте — социологическом, психологическом, историческом, выходя за рамки исключительно художественной критики. И следить за ходом мысли Новоженовой подчас не менее увлекательно, чем смотреть сами описываемые произведения.

Дополняют комплект блокноты с рисунками и дизайнерскими работами Александры Новоженовой, а также приводится факсимиле ее методички на основе семинарского курса в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

Источник

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий