Бабушка 3 года ждала возможности увидеть своих внуков

Органы опеки изъяли троих детей у Аллы Гранальской и не давали увидеться с ними

Ростовский областной суд признал кровное родство Аллы Гранальской и ее трех внуков и установил порядок общения, отменив решение первой инстанции.

В 2019 году на горячую линию благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» позвонила бабушка – Алла Гранальская и рассказала, что уже больше года ей не удается вернуть изъятых органами опеки троих внуков и даже увидеться с ними. Их мама умерла, а отец детей, ее сын, не был вписан в их свидетельства о рождении. По документам и он, и бабушка вдруг стали детям совершенно чужими, хотя они жили с ними все это время и заботились о них.

Детей отправили в учреждение для детей-сирот, а оттуда — в приемную семью в Ростов-на-Дону. И дальше начались суды за установление родства с детьми и общение с ними.

Суд первой инстанции проигнорировал заключение судебной молекулярно-генетической экспертизы, подтверждающей родство бабушки и детей, и, как следствие, отказал в определении порядка общения. Тогда к истории подключились адвокаты фонда «Юристы помогают детям», которые обжаловали указанное решение.

В суде апелляционной инстанции Виктории Дергуновой, адвокату, президенту фонда «Юристы помогают детям», удалось убедить суд, что в этой истории была совершена непростительная ошибка, где и органы опеки, и суд первой инстанции не рассматривал ситуацию по существу, а действовали формально, в рамках заданных алгоритмов, игнорируя последствия на судьбы всех участников ситуации.

Виктория Дергунова, адвокат Аллы, президент фонда «Юристы помогают детям»:

— Как вы оцениваете решение суда?

— Мы удовлетворены тем, что суд апелляционной инстанции исправил ошибки, допущенные нижестоящими судами. Несмотря на то, что еще в суде первой инстанции была проведена экспертиза, подтверждающая кровное родство Аллы Гранальской и ее внуков, потребовалось слишком много времени и сил нашей доверительницы, чтобы этот очевидный для всех участников дела факт приобрел законную силу.

В результате этой истории жизненный опыт детей- притупленный и ужасающий, история их жизни и детства – пример наихудшего проявления пренебрежения и эмоционально жестокого обращения окружающих их людей. Нам удалось добиться справедливости, сейчас, спустя практически три года борьбы за нее, и это, безусловно, хорошая новость.

Я считаю, что настоящее дело – пример того, как по причине формального подхода государственных органов в решении детских вопросов, дети попали в приемную семью при живых отце и бабушке, желающих их воспитывать, но насильно с ними разлученных. Безусловно детям потребуется профессиональная помощь, чтобы справиться с проблемами, которые возникли после помещения их в приемную семью в дальнейшем, когда они вырастут и примирятся со своими детскими переживаниями. Конечно, поддержка по-настоящему родных людей, которые любят их и хотят с ними общаться, будет незаменима и неоценима.

— Согласны ли вы с тем, что приемная семья, в некоторых ситуациях, лучше для детей, чем кровная?

История любого маленького ребенка должна рассматриваться индивидуально с вниманием к каждой детали его ситуации. Суд никогда не устанавливает исчерпывающего перечня факторов, так как они могут меняться в зависимости от существа дела. Что касается дел, связанных с изъятием детей из семьи, суды должны продемонстрировать, что они учли, возраст, зрелость, высказанные желания детей, вероятное воздействие на них изъятия из семьи и их отношения с родственниками. На мой взгляд дела, где решается судьба ребенка, обязывают всех участников процесса к абсолютной щепетильности, взвешенности и полному состраданию.

Главной задачей для меня, как для адвоката, стало отстаивание интересов детей, их прав: жить и воспитываться в семье, общаться с близкими родственниками, знать свое происхождение, поддерживать свои семейные связи, в конце концов, правдивую историю своей жизни.

— Что вы можете сказать о приемной семье?

— Когда мы ищем правильное решение, которое определит наше будущее, то обязаны учитывать все многообразие факторов и возможных жизненных ситуаций, с которыми нашим подопечным придется столкнуться. Возможность расти в полноценной семье, как в кровной, так и в приемной, где у детей есть свой дом, пример здоровых супружеских, родительских, семейных отношений перед глазами, безусловно, должен благоприятно отразиться на их психике и развитии. Однако красивая картинка не должна оставаться лишь картинкой, ширмой, скрывающей реальность ситуации. Я надеюсь, что с возрастом у детей будет шанс выбрать ту жизнь и тот круг общения, который они сами захотят.

Поделиться в социальных сетях