Афганский разлом

Для светских среднеазиатских режимов Москва вновь превратится в ключевого партнёра. Так считает Анатолий Бороненков, секретарь Генерального Совета Международной ассоциации профессиональных союзов военнослужащих

В конце июня начало июля мы стали свидетелями как последние войска США и НАТО покинули являющуюся крупнейшей в Афганистане авиационную базу в городе Баграм, расположенном в провинции Парван. Это означает, что настал конец американского присутствия в стране. При этом окончательный вывод американских войск из Афганистана еще не закончен, но ожидается в ближайшее время.

Раньше это место было лишь полуразрушенной взлетно-посадочной полосой, на которую едва хватало электричества. Но присутствие США превратило аэродром в небольшой город, в котором появились магазины, спортивные залы и школы для тысяч военнослужащих и подрядчиков, работавших на базе и ее объектах.

Взлетная полоса в Баграме стала отправной точкой для всех военных операций в стране. В свое время базу посещали такие президенты США, как Джордж Буш, Барак Обама и Дональд Трамп. Все обещали победу и лучшее будущее для Афганистана. В Пентагоне не сообщили, когда именно силы США и НАТО покинули авиабазу Баграм и не уточнили, когда она будет передана афганской армии. Но присутствие НАТО не помогло «в этой стране создать стабильные государственные структуры». Операция НАТО в Афганистане провалилась. А внешнеполитический эксперт фракции Свободной демократической партии Германии (СвДП) в бундестаге Биджан Джир-Сарай считает, что «в НАТО подходили крайне наивно в оценке ситуации в Афганистане и явно недооценили движение «Талибан» (*организация, деятельность которой запрещена в РФ), которое в последнее время пользуется все больше поддержкой среди населения страны». Талибы свергнутые в декабре 2001 года, не только добились прямых переговоров с США, но и могут вернуться к власти. И эта тема еще долго будет присутствовать в широком политическом дискурсе. Пока почти все суждения западных экспертов сводятся к тому, что «без иностранных войск нынешние афганские власти, поддерживаемые США, долго не просуществуют». В этой ситуации кое у кого в Брюсселе начинают появляться подозрения, что Запад может потерять лицо в Афганистане. Тем более что после вывода войск дальнейшие переговоры о политическом урегулировании придется уже вести с обязательным участием афганских «серых кардиналов».

Единственной страной НАТО в регионе остается Турция, вероятно, они и унаследуют авиационную базу в городе Баграм, как сановник от Вашингтона и Лондона. Турция готова углублять сотрудничество с Таджикистаном в вопросах обороны, безопасности и военной промышленности, а также делиться опытом в области безопасности границ и борьбы с терроризмом.

Она выразила готовность к дальнейшему развитию и расширению сотрудничества в интересах мира и стабильности в обеих странах и регионе в целом. Кроме этого, Анкара обещает взять на себя обучение и подготовку киргизских военных специалистов. Впрочем, в Турции проходят подготовку военные всех стран Центральной Азии. Сейчас, по всей видимости, Турция увеличивает для них квоты. Ранее турецкий министр побывал в Нур-Султане и Ташкенте. За эту помощь Анкара просит немного – признать FETO террористической организацией (так власти Турции называют организацию оппозиционного исламского общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена и его движение «Хизмет», которые пытались совершить в 2016 году государственный переворот), а их сторонников, скрывающихся на территориях дружественных стран, выдать Турции.

С Киргизией, по всей вероятности, этот вопрос уже закрыт, после встречи Реджепа Эрдогана с президентом Киргизии Садыром Жапаровым в Анкаре. Из стран региона пока только Туркменистан остается не охваченным турецким влиянием. Но уже осенью он пополнит ряды Тюркского совета – международной организации тюркской культуры. Туркменистан готов присоединиться к Тюркскому совету, правда, если получит особый статус, который уставом этой структуры не предусмотрен. При этом эксперты ​ не сомневаются, что получит, как получил и первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов аналогичный статус для своей страны в СНГ. При этом любопытно, что и Азербайджан, и Казахстан, и Узбекистан, и Киргизия дружно лоббировали присоединение Туркменистана к Тюрскому совету. Российские предложения такого рода особого энтузиазма не встречали и не встречают. Разбор под новые геополитические реалии постсоветского пространства продолжается с нарастающей интенсивностью и немалыми результатами в пользу Анкары. Вакуум, который возникает в регионе, поскольку российские интеграционные проекты буксуют, Турция заполняет собой. При этом у нее есть новая стратегия построения империи – в том числе за счет постсоветского пространства.

Американцы бросают Афганистан на произвол судьбы, создавая большой очаг напряженности под боком у России и Китая. «Талибан» (запрещен в РФ) устанавливает власть над всей территорией страны. Бои идут на севере страны на границе с Таджикистаном и Узбекистаном. Афганские военнослужащие бегут. Это, безусловно, вызывает беспокойство в Душанбе, Ташкенте, Ашхабаде. На кого им опираться? Полагаю, что​ Турция, ​она, судя по всему, на это готова. К тому же, она уже выходит на Каспий. Шушинское соглашение Турции с Азербайджаном, предполагающее аспекты военного сотрудничества, напрямую выводят Турцию на Каспий. Возможно, скоро мы увидим на Каспии турецкие военные базы. А это, считайте, базы НАТО. Это игра Турции вдолгую. Сейчас она ведет себя слишком нахраписто, а это говорит о том, что за ними стоит серьезная сила. И это, скорее всего Великобритания. Небольшая группа военнослужащих британской Специальной авиадесантной службы (Special Air Service — SAS), возможно, останется в Афганистане после вывода войск. Бойцы SAS будут выполнять функции «группы советников» для обучения военнослужащих армии Афганистана. Однако окончательное решение премьер-министром Борисом Джонсоном по данному вопросу ещё не принято. Скорее всего, британцы в небольшом количестве останутся, т.к. США оставляют около 1000 своих военных: несколько сотен для защиты аэропорта Кабула, 650 человек для защиты американского посольства. Кроме того, в Афганистане развёртывается турецкий воинский контингент для обороны кабульского аэропорта, а у Лондона особые отношения с Анкарой на протяжении не одной сотни лет. На самостоятельную игру в Афганистане у Британии на данном этапе развития уже нет достаточных ресурсов. А вот быть в чьей-то тени, действовать исподтишка – это их фирменный стиль. Однако, Администрация Байдена просит Узбекистан, Казахстан и Таджикистан временно приютить жителей Афганистана, которые помогали американцам. Их всего 9 тысяч. Возникает вопрос для чего и кому это выгодно?

Афганская армия и полиция объективно не справляются. Есть случаи массового перехода на сторону боевиков – речь идет о тысячах дезертирах. Есть вероятность скорого падения Кундуза. Там около недели идут бои на подступах к городу, а иногда и перетекают на улицы города. Ситуация развивается лавинообразно и катастрофично. Такого не было на протяжении последних 15 лет. Были попытки талибов захватить Кундуз, но захвата 70 районов за полтора месяца – такого не было. И это очень похоже на катастрофу для официального Кабула.

Полагаю, что​ угроза, исходящая из Афганистана ​ это угроза для всего Центра Азиатского региона. Ситуация в Афганистане развивается по негативному сценарию, и как обеспечить безопасность приграничных стран – союзников и партнеров России. Ситуация действительно катастрофическая, по независимым данным, талибы (*запрещены в РФ) контролируют не менее 60% Афганистана, в нескольких районах ​ вышли на границу с Таджикистаном и Узбекистаном. На некоторых пограничных переходах они уже сами администрируют грузовой поток и взимают налоги. Судя по всему, армейские полицейские подразделения Афганистана прибывают в панике.

Однако возможно предположить, что вывод американских войск из Афганистана, даст новые возможности для России. На любое изменение статус-кво в России привыкли смотреть исключительно с точки зрения открывающихся угроз. ​ Нам необходимо ​ смотреть на мир через призму появляющихся возможностей. А ведь именно они открываются перед Россией после вывода американских войск из Афганистана. Это повод Реанимации ​ ОДКБ. В последний год этот военный союз находится в аморфном состоянии. Сейчас в необходимости существования альянса сомневается большинство его немногочисленных членов. Первым ударом по ОДКБ стало самоустранение во время боевых действий в Нагорном Карабахе. К лету 2021 года ОДКБ утратила статус значимой силы на постсоветском пространстве. Однако появление зримой талибской угрозы способно стать толчком к возрождению этой структуры. Рост международного влияния ОДКБ на этом фоне неизбежен.

Рост влияния Москвы в Средней Азии увеличивается. Появление талибов на границах Средней Азии нивелирует значимость Китая, которая выросла в регионе вследствие экономической экспансии. Перед лицом исламской угрозы среднеазиатские страны будут в первую очередь ориентироваться на своего традиционного военного-политического союзника – Россию. Нынешняя ситуация предоставляет Москве отличные возможности для политического закрепления в регионе и вытеснения своих ключевых соперников (Пекин, Вашингтон, Анкара). Обретение новых союзников в регионе. Появление значимой угрозы на границах может сделать сговорчивей и самую густонаселенную страну региона – Узбекистан. В своей внешней политике Ташкент традиционно лавировал между Москвой, Пекином и Вашингтоном. Однако захват Афганистана талибами может поставить вопрос о военно-политической помощи со стороны России. В ответ Москва может потребовать от строптивого Ташкента вернуться в ряды членов ОДКБ. Сдерживание талибов по периметру афганской границы позитивно скажется на военно-политическом имидже России, а также укрепит её значение в регионе. Для светских среднеазиатских режимов Москва вновь превратится в ключевого партнёра. Для самой Москвы сдерживание исламистов вряд ли выглядит трудновыполнимой задачей. ​Россия прекрасно справлялась с этим даже в «лихие» 90е. Полагаю, что Россия получит новые возможности как экономические, так и политические, и в данной ситуации позволит занять ключевые позиции в ​Центрально Азиатском ​ регионе.

Поделиться в социальных сетях